mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

дочь

дочь, дщерь, дочка-

по гречески          мя коры        mia kóri  μια κόρη
чешский                церу             dceru
болгарский          душтерья    дъщеря
польский              цурка              córka
боснийский          черка                ćerka
сербский              черка                ћерка


грузинский            калишвилли ქალიშვილი
ирландский          иньён             iníon
мальтийский      бинт                bint
кроатский              кхи                  kći

венгерский          эг лань         egy lány


по арабски           ибнату        ابنة
по албански          ё майзе         një vajzë
по армянски       ми дустр       մի դուստր
азербайджански  бир кызы      bir qızı
баскский                                        alaba bat

латынь                  филиай         filiae
французский        уне фийе        une fille
итальянский        уна филья    una figlia
каталанский        уна фийя      una filla
румынский          о фийка        o fiică
корсиканский      уна фильола una figliola
испанский            уна иха            una hija
галисийский                --               unha filla
шведский              эн доттэ      en dotter
велшский              мэр'х           merch
латвийский          мэйта            meita

шотландский/        ни'хан        nighean
/гэльский


эстонский              тютар          tütar
китайский            ика ню йар    Yīgè nǚ'ér  一个女儿
тайский               люк сааау    Lūks̄āw  ลูกสาว


Акропольские Коры- название 1885 года

Акропольские коры
В ноябре месяце 1885 года раскопки были возобновлены между северной стеной Акрополя и концом храма Эрехтейона:
во время этих работ вдруг, 5 и 6 февраля 1886 года, открыли четырнадцать статуй женщин из паросского мрамора  — кор, из которых восемь по счастливой случайности были с головами.

* То есть, название "коры" - не древнегреческое, не относящееся к периоду Архаики, а относящееся к 1885 году.
  "девушка"  по-гречески - eνα κορίτσι - éna korítsi- эна коритци.
Обстоятельства этого неожиданного открытия не могли не возбудить любопытства. Закрытые на 3–4 метра глубины, среди груды обломков, где встречались вперемешку древние надписи, грубые камни и обломки архитектуры, скрытые под слоем мусора, поднимавшимся от природной скалы крепости до высот Акрополя, статуи эти и в могиле сохраняли свой удивительный блеск; у некоторых из них только едва-едва поблекли от пожара яркие краски, покрывавшие их лица и усиливавшие яркостью цветов белизну их мрамора. Как возникли эти странные идолы, так мало похожие на богинь Греции? Какой век породил этих юных женщин с крашеными волосами, с разрисованными лицами, с телами, покрытыми драгоценными камнями и другими украшениями? Что изображали эти странные лица с таинственной и надменной улыбкой? Вследствие какой драмы были они замурованы в этой подземной темнице, откуда их извлекла кирка исследователя? И в то время как старались разгадать эту удивительную загадку, с каждым днем новые открытия  — статуи молодых женщин, подобные первым, бронзовые изделия законченной работы  — все больше раздражали любопытство, возбуждали все более страстный интерес к этим удивительным памятникам архаики.
Хотя, действительно, не все среди этих мраморных статуй были одного времени, хотя наблюдался в них постоянный рост от грубых подражаний скульптуре по дереву до произведений искусства почти совершенного, тем не менее, несмотря на различия в подробностях, все эти памятники имели между собой нечто родственное: все носили на себе следы древних ваятелей архаической школы. Всем этим женщинам недостает гибкости, и поза у них почти статичная: стоя прямо, с одной рукой, плотно прижатой к телу, приподымая ею складки своих длинных одежд, они протягивают вперед правую руку, в которой держат яблоко или гранат, и кисть этой руки, над которой обыкновенно работали отдельно, отсутствует почти у всех статуй; все они одеты одинаково, в одеяние очень интересное для истории античных нарядов: на них длинная облегающая тело туника, широкими складками падающая до самых ног; сверху короткая рубашка в складках, спускающаяся до середины тела; многие, кроме того, кутаются в толстый шерстяной плащ, падающий вокруг стана широкими, вольными складками.



Мелко завитые волосы поднимаются надо лбом тремя-четырьмя рядами, и на макушке они схвачены металлической диадемой; сзади волосы падают длинными параллельными косами, и некоторые из них, перекинутые наперед, симметрично лежат на груди. Иногда металлические обручи в волосах спирально обвивают лоб, сдерживая волну волос; иногда все украшение состоит из свободно падающих локонов; другой раз на макушке головы распускаются на железном стебле большие золотые цветы; всюду чувствуется умелое кокетство и вкус к украшениям, которыми архаические мастера наделяют свои фигуры. Лица этих статуй не менее характерны: глаза у них продолговатые, иногда узкие и косые, всегда очень выпуклые, рот сведен типичной улыбкой, слегка простоватой и растерянной, которую античные мастера изображали на лицах своих статуй; словом, тот же традиционный архаический тип лица, какой мы найдем в Делосе и Элевсине.
Но самое в них замечательное  — это яркость красок, благодаря которой черты лица и великолепие одежд сильнее выступают на белизне мрамора. Разноцветные вышивки, зеленые и пурпурные меандры, синие, зеленые кресты окаймляют или пестрят их костюм; тяжелые золотые диски в ушах, браслеты, диадемы увеличивают блеск их украшений;, а рыжеватые волосы, глаза, подкрашенные кармином, придают их лицам странное выражение, словно они светятся огнем жизни. Чтобы понять утонченную прелесть этих странных фигур, обаяние этих лиц, слегка насмешливых и иронических, где порой презрение смягчено благожелательной надменностью, надо, за неимением самих произведений, видеть по крайней мере их точное воспроизведение.


акропольские коры
Tags: архаика, археология, археология языка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments