Есть момент на закате и восходе, когда в степи или пустыне, или на море-
солнце испускает два перпендикулярных луча-
по линии горизонта и вертикально.
Лесным людям этот эффект вряд ли доступен, деревья мешают.
Это крест с острова в море, где горизонт хорошо виден-Готланда, языческий 960 года.

А этот -византийский 9 века, предполагающий безконечность:
лучи заканчиваются кругами, в которых кресты,
предполагаю, что на них тоже кресты на концах своих лучах и т.д.

Альбигойский( катарский) крест


Булгарское захоронение 10 век- намекаю, что это степь, где эффект четырех лучей хорошо виден

копирую текст на случай пропажи, не означает, что я с ним согласен
Скифо-половецкий тенгрианский обряд захоронения древнего кумана на территории Волжской Булгарии.
***
Волжская Булгария, и ее половецкие курганы с тенгрианским крестом.
Половецкие захоронения часто находят с тенгрианским атрибутом-крестом. И многие ошибочно думают, что они половцы (куманы) переняли христианство. Но так ли это? Половцы (куманы) ни от кого христианство не принимали.
Они сами являлись исконными тенгрианцами. И потому, неудивительно, что половецкие курганы часто имеют в себе тенгрианские кресты в могиле.
Найденное захоронение (фото) в г.Болгар (нынешний Татарстан) возможно является половецким, осторожно заявляют местные археологи. На самом деле, был найден куман с необычным видом захоронения - в сидячем положении с крестом в руках.
Так хоронили своих рыцарей тюрки-куманы.
***
В 2010 году во время раскопок в Булгарском городище было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Эта уникальность определяется необычным обрядом захоронения - умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест со втулкой для шеста.
Свидетельства, указывающие на то, что погребенный мог быть куманом: Половцы исповедовали Тенгрианство.
В «Кодекс Куманикус» (с IX века по 1303 год) представлены отрывки из языка кыпчаков-куманов-половцев «Десять Божьих Заповедей», фрагменты из «Книги притч» Соломона, Евангелия, сочинений богословов св. Григория Богослова (329/330-389/390), Амвросия (339—397), Иеронима (340/345-420), Августина (354—430), «Символ веры», молитвы «Отче наш» и «Аве, Мария (Радуйся, Мария)», гимны Целия Седулия (ум. 450), Венанция Фортуната (530/540-600), Теофила из Сент-Обена (XII—XIII) и других— «Радуйся, дверь рая», «Иисусе (куманское Гайса), наш выкуп», «Слово стало плотью», «Знамена Царя», «Вспоминая бесценную кровь», «От угла восхода солнца» и оригинальные куманские проповеди.
То есть все они являются древними тенгрианскими молитвами, ставшие затем христианскими, и вошедшими в священную книгу Библию. Не стоит забывать, что многие слова Библии , как каноны (закон), Адам (человек), Ева (Хауа), Эдеми (прекрасный) являются тюркскими словами.
***
Самое главное-сидячий способ захоронения. Такой способ не встречается у болгар, славян и финно-угорских народов. Но зато упомянут при захоронении знатного рыцаря куманов.
В «Книге благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика», написанной в 1309 году сенешалом Шампани Жаном де Жуанвилем (1225-1317), есть эпизод, касающийся куманов:
«...Кроме того, он [Филипп де Туси] рассказал нам о великой диковине, которую видел во время пребывания в их войске: когда помер один знатный рыцарь, ему вырыли в земле огромную и широкую могилу, усадили его на стул и преблагородно украсили; и с ним положили наилучшую лошадь, какая у него была, и самого лучшего его воина, живого. Воин, прежде чем его опустили в могилу с его сеньором, простился с королем куманов и остальными знатными сеньорами; и пока он прощался с ними, в его суму сыпали много золота и серебра и говорили ему: «Когда я приду в мир иной, ты вернешь мне то, что я тебе даю». И он отвечал: «Исполню это с большой охотой».
Датировка погребения конец XIII - начало XIV века, что совпадает со временем издания «Кодекс Куманикус» в 1303 году, захоронением рыцаря-кумана в сидячем положении в 1309 году.
***
P.S.
По морфологическим и краниометрическим данным костяк был определён как мужской, зрелого возраста (35 – 45 лет). Рост умершего в пределах 158 – 163 см. Антропологический тип – европеоидный с чертами средиземноморского типа (узкое невысокое лицо с резко выступающим носом). Сравнительный краниологический анализ черепа с различными этнокультурными группами (представителями разных антропологических типов) показал наибольшую его морфологическую близость к южно-европеоидным популяциям.
Изображение: Экспонат в музее «Болгарское городище»
А это несторианские кресты Киргизии.
Что там в Киргизии, какой ландшафт?- горный, видно далеко.

А это несторианские кресты с Шелкового пути

А это вятский крест- до принятия христианства из Константинополя

А это- повторю- Константинопольские кресты из манускрипта -до разрушения этого храма
