В очень серьезной науке с несерьезным названием «Теория Игр», которая занимается поиском оптимальных стратегий управления, есть такое понятие как «Трагедия Общин». В википедиях и всяких учебниках это понятие объясняется долго, нудно и малопонятно, а я попробую объяснить это наглядно на хорошо знакомом всем примере.
Вот представьте, что утром по загородному шоссе идет довольно плотный трафик. Пробка-не пробка, но скорость — едва-едва 40 километров в час. А люди торопятся. Хочется быстрее.
И вот у кого-то не выдерживают нервы, он съезжает на обочину. И мчится по обочине со скоростью 60 км, обгоняя машины, плетущиеся по шоссе. И все бы ничего, но рано или поздно, ему надо будет вернуться с обочины обратно. И вот в этот момент, когда он втискивается, машины на шоссе вынуждены притормозить, пропуская его, а вслед за ними притормаживает все шоссе. Скорость падает с 40 до 30 км в час.
Водители, видя, что скорость падает, а «обочина движется», тоже съезжают на обочину, чтобы объехать затор. Но ведь им всем тоже придется возвращаться обратно, пересекая основной поток. И они застопорят его. А основной поток, в свою очередь, стремясь сохранить хоть какую-то скорость, тоже перестанет впускать их на шоссе. Обочина тоже встанет..
В итоге, там, где еще пару минут назад худо-бедно было какое-то, пусть и не очень быстрое движение, все остановится намертво, и шоссе и обочина. И все — из-за какого-то дурака, первым съехавшим на обочину.
Вот этот «эффект обочины» прекрасно иллюстрирует то явление, которое в Теории Игр и называется «Трагедия Общин».
Если очень упрощенно, то Трагедия Общин возникает, когда равновесие и стабильность в общине существует за счет определенных ограничений для каждого его члена (в нашем примере — ограничения скорости для всех до 40 км). И когда кто-то из членов общества пытается с себя эти ограничения снять (объехать трудность по обочине), то другие члены общества, чтобы не оказаться в проигрыше, тоже будут вынуждены снять с себя ограничения и в результате происходит «трагедия» (в нашем примере — движение останавливается).
продолжение http://shipilov.com/zhurnalistika/1338-anatomiya-sovka-ocherk-2-effekt-obochiny.html
Вот представьте, что утром по загородному шоссе идет довольно плотный трафик. Пробка-не пробка, но скорость — едва-едва 40 километров в час. А люди торопятся. Хочется быстрее.
И вот у кого-то не выдерживают нервы, он съезжает на обочину. И мчится по обочине со скоростью 60 км, обгоняя машины, плетущиеся по шоссе. И все бы ничего, но рано или поздно, ему надо будет вернуться с обочины обратно. И вот в этот момент, когда он втискивается, машины на шоссе вынуждены притормозить, пропуская его, а вслед за ними притормаживает все шоссе. Скорость падает с 40 до 30 км в час.
Водители, видя, что скорость падает, а «обочина движется», тоже съезжают на обочину, чтобы объехать затор. Но ведь им всем тоже придется возвращаться обратно, пересекая основной поток. И они застопорят его. А основной поток, в свою очередь, стремясь сохранить хоть какую-то скорость, тоже перестанет впускать их на шоссе. Обочина тоже встанет..
В итоге, там, где еще пару минут назад худо-бедно было какое-то, пусть и не очень быстрое движение, все остановится намертво, и шоссе и обочина. И все — из-за какого-то дурака, первым съехавшим на обочину.
Вот этот «эффект обочины» прекрасно иллюстрирует то явление, которое в Теории Игр и называется «Трагедия Общин».
Если очень упрощенно, то Трагедия Общин возникает, когда равновесие и стабильность в общине существует за счет определенных ограничений для каждого его члена (в нашем примере — ограничения скорости для всех до 40 км). И когда кто-то из членов общества пытается с себя эти ограничения снять (объехать трудность по обочине), то другие члены общества, чтобы не оказаться в проигрыше, тоже будут вынуждены снять с себя ограничения и в результате происходит «трагедия» (в нашем примере — движение останавливается).
продолжение http://shipilov.com/zhurnalistika/1338-anatomiya-sovka-ocherk-2-effekt-obochiny.html