вы на Москве одне так креститесь; а в Польской земле Русь по нашему по греческу крестятся.
зде у вас в Торговищи сыщу такову книгу Полские земли печатную, а в ней писано о крестном знамении слово в слово против нашего, а та книга у втораго логофета Удришта граматика словенская.
Да и ныне во Иеросалиме и около Еросалима все арапы и сирьяне, а греков нет, окроме вас старцов, приходящих немногих, которыя у патриарха живут; а еросалимския старцы все арапы по монастырем живут и у патриарха. А крещение вы прияли по Вознесении Христове от апостола Андрея и от прочих. И будучи в Цареграде апостол Андрей да и к нам пошел Черным морем; и мы крещение в тож время прияли от апостола, как и вы, а не от вас греков.
158-го году маия в 8 день в Торговищи старец Арсеней ужинал у патриарха в келье(в верху);
и после ужина, как пошел из-за стола, говорил Иоасафу попу,
чтоб он доложил патриарху, чтоб патриарх велел кому из своих архимаритов с ним старцем Арсением посидеть
и поговорить о летописце, что лета в руских книгах не сходятся з греческими от Христова Рожества
.Вчера мне Иоасаф говорил твоим словом, чтоб мне велеть с тобою кому посидеть и поговорить о летописце. Для чево то тебе надобно?
Вели со мною кому иному говорить; и что мы станем говорить, вели нам то записывать и к тем речам,
кождому к своим, вели нам руки свои прикладывать, чтоб (было) бесповоротно.
И так у нас сыщется вся правда: хто будет прав, хто виноват, и вы ль потеряли или мы.
Не возможно четырем патриархом погрешить в таком деле,
что ты говоришь о летописце, что будто у нас с вами не сходится; то у вас потеряно, а у нас у четырех патриархов у всех единосогласие.
Мнится ми, что у вас погрешено, понеж, по взятии Царяграда от турка, латинницы книги греческия все выкупили и у себя переправя, печатали по гречески и вам роздавали.
Патриарх говорил: Арсении! Ведь вера изыде от Сиона и что есть доброго, то все от нас изыде.
Ино мы корень источник всем вере; и вселенския соборы у нас же были.Арсении говорил: владыко святыи!
Истинну глаголеши, что закон изыде от Сиона и соборы у вас же были;
тое и мы веру держим и проповедуем, которая от Сиона изыде и вселенскими соборы подкреплена.
А вы, греки, тое веры не держите, которая от Сиона изыде, но токмо словом говорите.
Греки говорили: мы веру держим, которая от Сиона изыде.
Апостоли ж написали в своем правиле: не молитесь со еретики в церкви.
А греки со армяны, и с римляны и с франками молятся в церкви единой и святыню им с верными вместе дают на обедни;
а в Ясах ляцкой бискуп на Крещение на водосвящении облачался на собор с митрополитом волосским.
— А что вы называетесь источник всем, ино евангелие напредь написал Матфей, по 8 летех Вознесения Христова, жидовским языком к веровавшим жидом,
а не к греком; то есть первый источник вере Спасителя Бога.
И то знатно, что не греки в начале крестились.
Потом по 10 летех написал Марко в Риме римляном, а не греком;
и посему знатно, что римляне преж греков благовестие прияли.
Потом Лука написал по 15 летех к Феофилу князю.
А по 32 летех преложи та евангелия на еллинский язык.
Иоанн Богослов и свое написал.
И посему знатно, что не греки источник всем.
Да и вселенския соборы не источник вере, но на еретиков собирались,
которыя веру Христову, преданную нам от апостол, разоряли;
и святыи отцы предание апостольское на соборех подкрепляли, а не вновь веру уставляли.
И потому знатно, что и соборы вере не источник, но подкрепление.
сказываете вы, что книги ваши греческия правят вам в Венецыи и во Аглинской земли ваши православныя гречаня;
а та книга печатана в Венецыи, а в ней писано самая головная римская ересь.
Ино было довлеет вамте книги сожигать, а государевы было вам книги не за что жечь.
И патриарх говорил: Арсение! Не добро оне зделали; хотя б и ересь какую сыскали;
ино было то поморать, а не всю книгу сожечь.
И мы латынских книг не зжем, но будет, что есть еретическо, и мы помораем, а их держим.
https://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1174