mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Category:

Арсений Суханов" Прения с греками о вере" 1650 (1)

и книг своих и науки у себя не имеют, но от немец приимают.

вы на Москве одне так креститесь; а в Польской земле Русь по нашему по греческу крестятся.

зде у вас в Торговищи сыщу такову книгу Полские земли печатную, а в ней писано о крестном знамении слово в слово против нашего, а та книга у втораго логофета Удришта граматика словенская.

говорили: откуду ж вы веру приняли? Ведь от нас?
И Арсеней говорил: мы веру приняли от Бога, а не от вас.
Паки греки рекли: крещение вы приняли от нас греков?
И Арсеней говорил: мы крещение изначала приняли от апостола Андрея, а не от вас.
И паки Арсении говорил: скажите ми вы, греки, про себя: от ково вы крещение приняли?
И архимарит Филимон говорил: мы крещение прияли от Христа, и от апостол и от Якова брата Божия.
Арсении говорил: то вы неправду говорите. Вы, греки, живете в Грецыи, и в Македонии по сю страну Царяграда, подле Белого моря, и около Солуня и Афон горы. А Христос был во Иеросламие, также Ияков брат Божии; а вы, греки, во Иеросалиме в то время не были: были в то время во Иеросалиме жиды и арапы.


Да и ныне во Иеросалиме и около Еросалима все арапы и сирьяне, а греков нет, окроме вас старцов, приходящих немногих, которыя у патриарха живут; а еросалимския старцы все арапы по монастырем живут и у патриарха. А крещение вы прияли по Вознесении Христове от апостола Андрея и от прочих. И будучи в Цареграде апостол Андрей да и к нам пошел Черным морем; и мы крещение в тож время прияли от апостола, как и вы, а не от вас греков.


158-го году маия в 8 день в Торговищи старец Арсеней ужинал у патриарха в келье(в верху);
и после ужина, как пошел из-за стола, говорил Иоасафу попу,
чтоб он доложил патриарху, чтоб патриарх велел кому из своих архимаритов с ним старцем Арсением посидеть
и поговорить о летописце, что лета в руских книгах не сходятся з греческими от Христова Рожества

.Вчера мне Иоасаф говорил твоим словом, чтоб мне велеть с тобою кому посидеть и поговорить о летописце. Для чево то тебе надобно?
Арсении говорил: владыко святыи! Надобно для того, что неведомо для чего у нас с вами летописец от Рожества Христова не сходитца.
И патриарх говорил: да как тебе мнится: у нас ли потеряно или у вас? Говори со мною.
Арсении говорил: владыко святыи! С тобою мне о том говорить не уметь, любо речь в задор пойдет, чтоб тебя на гнев не привести.
Вели со мною кому иному говорить; и что мы станем говорить, вели нам то записывать и к тем речам,
кождому к своим, вели нам руки свои прикладывать, чтоб (было) бесповоротно.
И так у нас сыщется вся правда: хто будет прав, хто виноват, и вы ль потеряли или мы.

Патриарх говорил: Арсеней!
Не возможно четырем патриархом погрешить в таком деле,
что ты говоришь о летописце, что будто у нас с вами не сходится; то у вас потеряно, а у нас у четырех патриархов у всех единосогласие.
Арсении говорил: владыко святый!
Мнится ми, что у вас погрешено, понеж, по взятии Царяграда от турка, латинницы книги греческия все выкупили и у себя переправя, печатали по гречески и вам роздавали.



Патриарх говорил: Арсении! Ведь вера изыде от Сиона и что есть доброго, то все от нас изыде.
Ино мы корень источник всем вере; и вселенския соборы у нас же были.
Арсении говорил: владыко святыи!
Истинну глаголеши, что закон изыде от Сиона и соборы у вас же были;
тое и мы веру держим и проповедуем, которая от Сиона изыде и вселенскими соборы подкреплена.
А вы, греки, тое веры не держите, которая от Сиона изыде, но токмо словом говорите.

Греки говорили: мы веру держим, которая от Сиона изыде.

Апостоли ж написали в своем правиле: не молитесь со еретики в церкви.
А греки со армяны, и с римляны и с франками молятся в церкви единой и святыню им с верными вместе дают на обедни;
а в Ясах ляцкой бискуп на Крещение на водосвящении облачался на собор с митрополитом волосским.
— А что вы называетесь источник всем, ино евангелие напредь написал Матфей, по 8 летех Вознесения Христова, жидовским языком к веровавшим жидом,
а не к греком; то есть первый источник вере Спасителя Бога.
И то знатно, что не греки в начале крестились.
Потом по 10 летех написал Марко в Риме римляном, а не греком;
и посему знатно, что римляне преж греков благовестие прияли.
Потом Лука написал по 15 летех к Феофилу князю.
А по 32 летех преложи та евангелия на еллинский язык.
Иоанн Богослов и свое написал.
И посему знатно, что не греки источник всем.

Да и вселенския соборы не источник вере, но на еретиков собирались,
которыя веру Христову, преданную нам от апостол, разоряли;
и святыи отцы предание апостольское на соборех подкрепляли, а не вновь веру уставляли.
И потому знатно, что и соборы вере не источник, но подкрепление.


сказываете вы, что книги ваши греческия правят вам в Венецыи и во Аглинской земли ваши православныя гречаня;
а та книга печатана в Венецыи, а в ней писано самая головная римская ересь.
Ино было довлеет вамте книги сожигать, а государевы было вам книги не за что жечь.


И патриарх говорил: Арсение! Не добро оне зделали; хотя б и ересь какую сыскали;
ино было то поморать, а не всю книгу сожечь.
И мы латынских книг не зжем, но будет, что есть еретическо, и мы помораем, а их держим.

https://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=lib&id=1174

Tags: Православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments