В целях лучшего понимания дальнейших глав, рекомендуется изучения приведенных линков самостоятельно.
*две части Военно-Топографический карт Российской империи Ф.Ф. Шуберта,
на которых изображен город Лида и прилегающие к нему территории.
Представлены две части карт, которые датируются примерно 1856 и 1908 годами выпуска.
Карты масштаба 1 дюйм – 3 версты, что примерно соответствует масштабу 1 см – 126000 м.

*Лида – крупный исторический центр пивоварения. ( *с сайта пивзавода)


*две части Военно-Топографический карт Российской империи Ф.Ф. Шуберта,
на которых изображен город Лида и прилегающие к нему территории.
Представлены две части карт, которые датируются примерно 1856 и 1908 годами выпуска.
Карты масштаба 1 дюйм – 3 версты, что примерно соответствует масштабу 1 см – 126000 м.
*Лида – крупный исторический центр пивоварения. ( *с сайта пивзавода)


Лида - город, расположенный на реке Лидея в центре Гродненской области на западе Беларуси.
Город является крупным индустриальным центром.
в XIV в. здесь появились первые поселения, согласно раскопкам археологов и соответственно 1323 г. считается годом основания.
В этом же году по приказу князя Гедимина здесь началось возведение Лидского замка,
выполняющего оборонительные функции города.
После смерти Гедимина Лида перешла к князю Ольгерду, а затем к приближенному князя Вайдыле(*Войтыле-вспомним папу Яна-Павла!),
потом Лидой владел
-хан Тохтамыш,
-хан Тохтамыш,
-строитель Мирского замка кастелян(*castello!) Ильинич,
-Радзивиллы,
-Радиминские,
-Радиминские,
-род Сципио дель Кампо.
Во времена князя Ягайло Лида являла собой важный узел на пути между Вильной и Краковом
Город пострадал
-во время борьбы князей Витовта и Ягайло,
- Свидригайло и Сигизмунда Кейстутовича,
-во время борьбы князей Витовта и Ягайло,
- Свидригайло и Сигизмунда Кейстутовича,
-тевтонские рыцари захватили замок в 1392 году.
В конце 1360-х годов в городе работает францисканская миссия,
В середине 16 века в Лиде появляются кальвинисты, строится кармелитский монастырь.
В 1569 после Унии все православные церкви стали униатскими, кроме церкви Спаса
В 1569 после Унии все православные церкви стали униатскими, кроме церкви Спаса
В 1590 году город получает королевскую грамоту на самоуправление по Магдебургскому праву и герб

и вместе с этим в Лиду хлынули жиды, начиная с немногочисленного отряда в 160 человек.
В 1597 г по привилею(позволению) короля Стефана Батория построена синагога
В 1611 Сейм разрешил проведение городских ярмарок(кирмашей)
В 1638 горожане получили разрешение на строительство в Замке здания-хранилища Лидских Земских книг
В 1623 по постановлению Литовского ваада жидовская община Лиды находилась в ведении Гродненского кагала.

и вместе с этим в Лиду хлынули жиды, начиная с немногочисленного отряда в 160 человек.
В 1597 г по привилею(позволению) короля Стефана Батория построена синагога
В 1611 Сейм разрешил проведение городских ярмарок(кирмашей)
В 1638 горожане получили разрешение на строительство в Замке здания-хранилища Лидских Земских книг
В 1623 по постановлению Литовского ваада жидовская община Лиды находилась в ведении Гродненского кагала.
В 1659 году Лида пришла в упадок и была освобождена от налогов и повинностей.
1700-1721 Во время Северной войны город разрушили.
1700-1721 Во время Северной войны город разрушили.

*Очень советую прочесть о т.наз Северной войне, хотя бы в педии,
для меня крышесносом является "появление Российской Империи" в результате этой войны!
И нужно обратить внимание на то, кто объединялся с кем:
1.Гольштейн(Old Polish: Holstin; Old Prussian: Alnāsteini or Alnestabs)+ Османская империя+Швеция+ Британия- на стороне законной власти
2.Ганновер, Голландия, Пруссия- на стороне путчистов- Петьки Фридриховича-якобы Алексеевича, мамы Сони Алексеевны,
В 1756 году в Лиду перенесли пиярский коллегиум(монахов католического ордена пияров) из деревни Вороново.
* кто такие пияры или пиаристы- "просвещай и развращай"
* кто такие пияры или пиаристы- "просвещай и развращай"
Орден основал святой Иосиф Каласанский (исп. José de Calasanz, итал. Giuseppe Calasanzio).
В 1597 году им в Риме была создана первая в мире общедоступная бесплатная школа.
В 1602 году было учреждено церковное братство, утверждённое папой Климентом VIII.
В 1617 году это братство получило статус монашеской конгрегации, а в 1621 году — монашеского ордена, получившего имя «орден пиаристов».
Устав ордена утвердил папа римский Григорий XV в 1621 году.
В 1597 году им в Риме была создана первая в мире общедоступная бесплатная школа.
В 1602 году было учреждено церковное братство, утверждённое папой Климентом VIII.
В 1617 году это братство получило статус монашеской конгрегации, а в 1621 году — монашеского ордена, получившего имя «орден пиаристов».
Устав ордена утвердил папа римский Григорий XV в 1621 году.
В школах пиаристов был введён ряд важных для того времени новшеств — в программу обучения включены новые предметы, в частности, чистописание и родной язык; введена концепция разделения на классы; отменены телесные наказания, от учителей требовали уважительного отношения к ученикам.
Учебные учреждения, основанные пиаристами, стали возникать по всей Италии.
Затем деятельность пиаристов вышла за пределы Апеннин, в 1641 король польский Владислав Ваза обратился к основателю ордена прислать пиаристов для школ в Польше, где они и обосновались с 1642 года.
В 1665 году была учреждена польская провинция пиаристов.
В Польше известными пиаристами были: Станислав Конарский, Онуфрий Копчинский, Теодор Островский, Станислав Юндзилл, Юзеф Ёнец.
Затем деятельность пиаристов вышла за пределы Апеннин, в 1641 король польский Владислав Ваза обратился к основателю ордена прислать пиаристов для школ в Польше, где они и обосновались с 1642 года.
В 1665 году была учреждена польская провинция пиаристов.
В Польше известными пиаристами были: Станислав Конарский, Онуфрий Копчинский, Теодор Островский, Станислав Юндзилл, Юзеф Ёнец.
Орден пиаристов был распущен папой Иннокентием Х в 1646 году после серии педерастических скандалов
в неаполитанском отделе ордена, однако вскоре восстановлен сначала в виде конгрегации, а окончательно — в 1669 году.
После восстановления орден распространил свою деятельность на Венгрию, Германию, Австрию, Испанию, Литву. В 1706 году он насчитывал 94 монастыря, объединённых в 8 провинций, и 950 монахов.
в неаполитанском отделе ордена, однако вскоре восстановлен сначала в виде конгрегации, а окончательно — в 1669 году.
После восстановления орден распространил свою деятельность на Венгрию, Германию, Австрию, Испанию, Литву. В 1706 году он насчитывал 94 монастыря, объединённых в 8 провинций, и 950 монахов.
Пиаристы прославились во второй половине XVIII века, когда они возглавляли коллегии и семинарии и были профессорами в известных университетах.
При всех пиаристских монастырях действовали коллегии.-*Век Просвещения и разврата.
При всех пиаристских монастырях действовали коллегии.-*Век Просвещения и разврата.
В 1831—1842 годах царские власти закрыли все пиаристские монастыри и школы в Белоруссии и Литве, в 1863 году — в Польше.
В XIX веке значительное число пиаристских монастырей было закрыто и в Западной Европе, но в Италии они продолжали активную работу.
Пиаристам принадлежат заслуги по созданию новых образовательных программ на итальянском языке и создание первых специализированных школ для глухонемых.
В 1870 году орден объединял 2160 монахов из 156 обителей.
В XIX веке значительное число пиаристских монастырей было закрыто и в Западной Европе, но в Италии они продолжали активную работу.
Пиаристам принадлежат заслуги по созданию новых образовательных программ на итальянском языке и создание первых специализированных школ для глухонемых.
В 1870 году орден объединял 2160 монахов из 156 обителей.
В XX веке на орден обрушились тяжёлые бедствия: 272 пиариста были убиты во время Гражданской войны в Испании, многие монастыри были разрушены в период Второй мировой войны и не смогли восстановиться, были ликвидированы монастыри пиаристов в коммунистических странах Восточной и Центральной Европы. Вместе с тем, во второй половине века орден начал миссию за пределами Европы — в США, Южной Америке и Японии. В 1965 году пиаристы насчитывали 2535 монахов, 179 обителей и около 80 тысяч учеников, проходящих обучение в их школах.
Пиаристы работают в 30 странах мира. По данным на 2014 год, в ордене состояло 1 330 монахов, из них 989 священников.
Пиаристам принадлежит 216 обителей.
Во главе ордена стоит генеральный препозит, избираемый на 6 лет на генеральном капитуле. Курия ордена находится в Риме.
Пиаристам принадлежит 216 обителей.
Во главе ордена стоит генеральный препозит, избираемый на 6 лет на генеральном капитуле. Курия ордена находится в Риме.
В 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой, Лида входит в состав Российской империи.
В 1839 года на Полоцком церковном соборе с Русской православной церковью воссоединились украинскиие и белорусские приходы
В 1842 году в Лиде случился пожар, который уничтожил большую часть городских построек * удачно пожар случился
В 1845 новый герб

В зеленом поле сноп хлеба и серп в знак того, что жители Лидского уезда занимаются исключительно земледелием."
В 1852 открыто казенное начальное еврейское мужское училище
В 1863 г. в Лиде был построен первый пивной завод Э.А.Ландо и Д.Ю.Каменецкого. (ж2)
В 1867 в Лиде действовало 4 синагоги
В 1867 в Лиде действовало 4 синагоги
В 1874 году Я. Папирмейстер основал второй пивной завод, (ж2)
В 1876 г. лидский мещанин Н. Пупко запустил третий пивоваренный завод, (ж2)
который существует и поныне под названием ОАО «Лидское пиво».
С 1876 года завод на протяжении 139 лет производит пиво и напитки, ни разу не останавливаясь,
не смотря на драматические события в истории Западной Беларуси.
В 1881 – откоыто одноклассное начальное еврейское училище с приготовительным классом.
В 1897 году в городе проживали 5294 еврея (из 9323 жителей или 57 %)
В 1881 – откоыто одноклассное начальное еврейское училище с приготовительным классом.
В 1897 году в городе проживали 5294 еврея (из 9323 жителей или 57 %)
Раввинами в Лиде в 18 в. были раби Довид (позднее – раввин в Амстердаме),
затем его сын Петахье и внук Довид; получил известность цадик раби Беньямин из Лиды.
В 1905 (*первая жидовская революция в России) открыта йешива -И.-Я.Рейнесом (в которой изучали также светские науки)-*в частности, как делать взрывчатку и патроны
В 1910 в Лиде имелись 20 синагог (в т. ч. хасидские), еврейское кладбище, действовали талмуд-тора, начальное казенное еврейское мужское училище,
В 1910 в Лиде имелись 20 синагог (в т. ч. хасидские), еврейское кладбище, действовали талмуд-тора, начальное казенное еврейское мужское училище,
2 частных женских училища и йешива
в 1912 – еврейское ссудно-сберегательное товарищество.
В 1910-х гг. в Лиде работали отделения Бунда и «Поалей Цион»,
В 1913 существовала еврейская больница.
В 1914 евреям принадлежали аптека, 6 аптечных складов(!), 10 гостиниц и ресторанов,
2 булочные, 3 книжных магазина, единственная парикмахерская,
единственная прачечная, часовая мастерская, все 3 ювелирных магазина и 136 различных лавок и магазинов (в т. ч. 20 бакалейных, 13 мануфактурных).
А что у нас с православием в городе Лида?
Прошу заметить, история Унии и униатства на этой земле замалчивается всеми правительствами,
как советским, так и пост-советским, и, как это ни странно- православным руководством.
Нет, они пишут об этом, но только скромно, пунктиром,
Прошу заметить, история Унии и униатства на этой земле замалчивается всеми правительствами,
как советским, так и пост-советским, и, как это ни странно- православным руководством.
Нет, они пишут об этом, но только скромно, пунктиром,
-"На территории крепости в прошлом находились православная церковь"
-В 1863 году на месте бывшего пиаровского монастыря на средства, выделенные из царской казны, построили из кирпича Свято-Михайловский собор в виде креста с кругом в центре.
-С1866 по 1919 годы храм был осквернен воинственно настроенными приверженцами католической веры, и вскоре был обращен в костел. В сентябре 1939 года храм был закрыт, и долгое время его двухэтажная пристройка к зданию использовалась как жилое здание. Позже здесь был открыт музей, а с 1962 года в соборной части храма работал планетарий.
-23 ноября состоялся круглый стол на тему: «Крещение Руси: 120-летний путь христанства на землях Белой Руси», в котором выступили с докладами преподаватели Минской Духовной Академии и Семинарии: иерей Георгий Рой, диакон Павел Бубнов и доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета кандидат богословия, кандидат исторических наук Юрий Иванович Рубан. Также участниками круглого стола были активные прихожане храмов г. Лида, которые активно участвовали в дискуссии. Встреча прошла в дружественной и благоприятной обстановке. Все эти мероприятия приурочены к празднованию 1020-летия Крещения Руси в Новогрудско-Лидской епархии.
-23 ноября состоялся круглый стол на тему: «Крещение Руси: 120-летний путь христанства на землях Белой Руси», в котором выступили с докладами преподаватели Минской Духовной Академии и Семинарии: иерей Георгий Рой, диакон Павел Бубнов и доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета кандидат богословия, кандидат исторических наук Юрий Иванович Рубан. Также участниками круглого стола были активные прихожане храмов г. Лида, которые активно участвовали в дискуссии. Встреча прошла в дружественной и благоприятной обстановке. Все эти мероприятия приурочены к празднованию 1020-летия Крещения Руси в Новогрудско-Лидской епархии.
Ну-ну, как говорится.
Хрена найдешь информации по православным церквям города Лиды и их истории на сайте Лидской епархии!
Зато вот есть книжица "туристическая мозаика Беларуси"- и там кое-что есть по православным церквям в г. Лида.
Но это реально позор Лидской епархии и ее деятелям.
Информацию приходится искать где угодно, но не у них!
Коренные жители г. Лиды в древности исповедовали православие и р.-католичество.
По словам Нарбута православная церковь первоначально помещалась в одной из башен Лидского замка (Narbutt, V, прилож. I). Церковь эта в 1553 г. была перенесена в город и освящена в честь св. Георгия Победоносца ( Истор.-стат. очерки Виленской губ. (1852), 218.).
Другая церковь в Лиде упоминается под 1524 г., а третья церковь была построена здесь в 1533 г. ( Батюшков. Белоруссия и Литва, прилож. 276; Balinski., III, 245.). Церкви эти в печальные годы церковной унии были разрушены или захвачены униатами. Не смотря, однако, на гнет в религиозном отношении, - православные жители г. Лиды не утратили совершенно своей веры и при подписании королем Яном Казимиром Зборовского договора в 1650 г. добились возвращения им захваченной униатами Лидской церкви св. Спаса. В купчей крепости, выданной лидским мещанином Лаврином Павловичем Казюковичем на плацы, земли и дом, проданные им Мацею Войцеховичу и жене его Парасе Федоровне 7 апреля 1630 г., упоминается Федор Гриневецкий, священник храмов Божьих, стоящих в городе Лиде, во имя Пречистой и Святого Николая ("Chwiedor Hryniewiecki swieszczennik domu Boźego Przyczystey y swiętego Mikołaya w Lidzkiem miescie stojących"), при этом ясно указывается на местоположение Пречистенской церкви при описании границ плаца: «a drugim koncem do ulicy samey, która z miasta Lidzkiego ydzie do Dubrowna y do Lipniszek, idąc tą ulica y droga z miasta Lidzkiego od rynku i od zamku do cerkwi swiętey Przeczystey po prawiey stronie» (Частн. докум. у автора. - Пречистенская церковь была расположена на том месте, где ныне стоит домик Калиновского на Заречье).
Начало католичества в г. Лиде относится ко времени княжения Ольгерда. В то время один из литовских вельмож некто Гаштольд, приняв р.-католическую веру, взял под свое покровительство монахов ордена св. Франциска, и построил для них монастырь ордена в г. Вильне. В 1366 г. три францисканца поселились в Лиде. Неизвестно, насколько успешны были проповеди лидских миссионеров, известно только то, что в 1369 г., во время народного волнения, они были перебиты язычниками. Лидская францисканская миссия, не смотря на неоднократные разорения ее, существовала до половины XV в. ( Narbutt, Dzieje, V, примеч. I. ) В пепельную среду 1387 г., Владислав Ягайло, возвращаясь из Кракова в Вильну, в г. Лиде издал первый универсал ко всем своим тиунам о свободной постройке р.-католических церквей ( Szajnocha, Jadwiga I Jagello.), а в пятое воскресенье после праздника св. Виталиса того же года выдал привилей на постройку в г. Лида приходского костела, который был освящен виленским епископом Андреем Василло ( Инвентарь Лид. кост. 1721 г. рукоп.)
В царствие короля Сигизмунда-Августа на Литве, получили самое широкое распространение кальвинизм и лютеранство. Общее движение к перемене религии коснулось г. Лиды и его окрестностей. Учение Кальвина в этой местности пользовалось поддержкой кн. Радзивиллов, Абрамовичей и др., состоящих лидскими старостами. В Лиде, Мацкишках, Докудове, Сельце, Белице, Ляцке и др. были сооружены соборы кальвиниствов, а Лидский костел по недостатку прихожан был даже закрыт и некоторое время находился в непосредственном заведывании виленской капитулы (Narbutt, Dzieje, V, прилож. I.). Распространение кальвинизма и лютеранства окончилось с появлением в этой местности иезуитов, которые в течении XVI - XVIII в. основали несколько миссий в пределах нынешнего Лидского уезда, а именно: В Трокелях, Дворищах, Ваверке, Дылево, Семяковщизне и др.
Ощущение такое, что православная церковь Лиды не выполняет миссии
Научить людей любить и знать свою историю.
Связать общество в тесную сеть взаимопомощи
Организовать сопротивление людей внешней или внутренней агрессии
А вот раввинат очень даже все эти штучки просекает, и за счет этого
отжимает постепенно всю гойскую собственность, историю, и будущее.