mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Меря, мари, мордва, мораване- народы. МР. Меровинги. Моравия.

МР

По всей видимости, название народа меря произошло от угро-финского слова «мёри», что означало «человек».
Очень похоже называют себя и ныне существующие близкие мерянам народы — «мари» — марийцы, «морт-коми» — коми (зыряне), «морт-уд» — удмурты (вотяки), «морт-ва» — мордва.

Существует также умозрительная версия, что слово «меря» и самоназвание проживающих на западе Марий Эл современных горных марийцев, звучащее приблизительно как «мяры», представляют собой однокоренные слова.
-перс. mērak‎ ‘молодой человек’,
др.-инд. máryah ‘молодой человек, юноша’,
авест. marya- ‘юноша’.


МЕРЯ
Меря впервые была упомянута в VI веке готским летописцем Иорданом под названием меренс (merens) как данник короля готов Германариха.
Исследователи в меренс видят финно-угорское племя меря.
Позднее сведения о мере можно найти и в русских летописях. Согласно летописи «Повесть временных лет», меря располагалась в районе озёр Неро («Ростовское озеро») и Плещеево («Клещина»).
По предположению А. Е. Леонтьева, в VI веке мерянские племена переместились из района средней Оки (культура рязано-окских могильников) на север.

Согласно «Повести временных лет», в 859 году мерян обложили данью варяги.
В 882 году меря принимала участие в военных походах Олега на Смоленск, Любеч, Киев.
Последнее летописное упоминание мери как отдельного народа имеется под 907 годом, когда меряне в составе войска Олега пошли на Царьград.
Тем не менее известны отдельные упоминания и позднее: «mirri» в «Деяниях архиепископов гамбургской церкви» северогерманского хрониста Адама Бременского (1075), вероятно, пользовавшегося более ранними источниками.
В житиях епископов Феодора, Леонтия, Авраамия, Исайи и в «Повести о водворении христианства в Ростове» упоминается Чудской конец в Ростове Великом, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись местные язычники вплоть до начала XII века. Они неоднократно изгоняли присылаемых епископов и по некоторым сведениям даже убивали их. В одном из списков жития епископа Леонтия упоминается, что Леонтий «русский же и мерьский язык добре умяше». В других списках упоминается чудской язык, под которым в данном случае мог подразумеваться именно мерянский.
Начало миграции финно-угорской группы на восток в связи с продвижением восточных славян относится к X—XI векам. Эта территория стала основой Владимиро-Суздальского княжества. Меря выходила в число восставших в 1071 и 1088 годах против насаждения христианства и феодальных порядков. В Истории о Казанском царстве упомянут черемисский (марийский) народ, который жил в Ростовской земле. Автор называет их остяками. Как сообщает летописец, они убежали от русского крещения и поселились в Болгарской земле и Золотой Орде.
В 1237 году в Лаврентьевской и Тверской летописях в связи нашествием на Русь татар впервые упоминается город Галич-Мерский, который в 1247 году станет одним из центров Галицко-Дмитровского княжества
В «письме брата Юлиана о монгольской войне» впервые упоминается Меровия (Merowiam), которая наряду с несколькими языческими царствами была завоёвана татарами. По мнению С. А. Аннинского, Меровия находилась к северу от реки Волги, между реками Унжа и Ветлуга. Н. В. Морохин предполагает, что в Меровии есть два этнотопонима, указывающих на проживавшую в этих местах мерю — Маура, Мериново.
Последний раз меря упоминается в «Житии Авраамия Галицкого», написанного в середине XVI века Протасием, игуменом Чухломского монастыря, о событиях второй половины XIV века[19]. Когда в XIV веке Авраамий Галичский решил поселиться на Галичском озере, там жили «человеци по дубравам некрещении, наричеми меря»


МАРИ

Мари́йцы (мар. мари, марий, мары, маре, мере, мӓрӹ;
русское дореволюционное название — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл и на севере Республики Башкортостан. В этих двух регионах проживает около 72 % (52 % и 20 %, соответственно) всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.
Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугововосточные марийцы.
Говорят на марийском (лугововосточном марийском), горномарийском и северо-западном марийском языках финно-угорской группы уральской языковой семьи; подавляющее большинство марийцев сегодня двуязычны — владеют также русским языком. Исповедуют православие. Также издавна распространена, в особенности среди восточных марийцев, марийская традиционная религия:Чимарий йӱла, Марий (марла) вера, Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований)

Краты( Марийские жрецы)




МОРДВА
Мордва разделяется собственно на два колена, из которых первое называется Мокшанским, а другое Ерзянским: но и в Мокшанах есть некоторое различие. Одни называются коренными или высокими Мокшанами, а других почитают простыми Мокшанами, и вся их разность состоит в некоторых наречиях. Они еще сказывали нам о четвертом роде Мордвы, которых Каратаями называют, и которых только три деревни в Казанском уезде находятся.


МОРАВАНЕ (Моравяны, Моравяки)

Озвучивая их, необходимо напомнить, что дело существенно осложняется отсутствием
какого бы то ни было летописного произведения, которое имело бы моравское происхождение.
То же, что известно о происхождении мораван из позднейшей «Повести временных лет», является общеславянским мифом, в котором мораване, хотя и упоминаются, но не играют особо заметной роли.
В связи с этим в настоящей работе мы рассмотрим, прежде всего, вопрос о значении самого термина «мораване» (или «моравские славяне»), встречающегося в целом ряде различных источников, главным образом, франкского и моравского происхождения.
Упоминания о мораванах мы будем анализировать в контексте того значения, которое
им придается в конкретном источнике, при этом мы, конечно, будем принимать во внимание то, является ли автор источника человеком баварского (или франкского), моравского или какого-либо иного происхождения.

Около 400 года до н. э. Моравия была заселена кельтами. Приблизительно в 60 году до н. э. из этого региона ушли кельтские племена бойи, вытесненные маркоманами и квадами (германскими племенами), а тех в VI веке сменили моравы и другие славянские племена.


Археологические исследования показали, что в Моравии жило 6 племён, что подтверждается и письменными источниками. Одно племя жило в Ганацкой области с центром там, где теперь находится Оломоуц. Другое племя обитало в среднем Поморавии с главным центром в Старом-Месте—Велеграде. Племя обитавшее в нижней Поморавии было сосредоточено у Поганьско, Подивина и Бржецлава. Крупное сосредоточение племён находилось в области Павловских гор с главным центром при слиянии рек Срватки и Дыи, в тех местах где находится старославянский могильник у Дольни-Вестонице и городище Страхотин[cs]. По течению верхней Дыи находился центр одного из племён в Градиште над Зноймом[cs]. В области Срватки и Литавы-Цезавы жило племя с центром в Старых Замках—Вельграде у Лишни
В 876 г. земля мораван была прямо упомянута при описании разделения империи, причем обозначена как «regnum
Marahensium».

Примечательно во всем этом то, что Бавария обозначалась как территориальная единица, в то время как земли «восточных варваров» обозначались через их население.
В соответствии с этим одним из значений термина «мораване» во франкских
источниках было обозначение занимаемой ими территории. На тот факт, что речь
при этом необязательно шла только о земле моравских властей, указывает название
«торжище мораван» (mercatum Marahorum). В этой связи будет, наверное, интересно
заметить, что менее многочисленные славянские источники обычно использовали в
подобных случаях такие выражения как «страна моравская», «моравскАя облАсть» или «морАвскАя зємля»
При этом стоит заметить, что в славянских источниках используется только обозначение «моравский князь», но не «князь мораван»
Хотя обращение мораван в христианство не описано ни в одном современном
этому событию источнике, это событие, в соответствии с информацией позднейших
Больших Зальцбургских анналов, может быть датировано 831 г. В данном источнике
мораване представлены как объект христианизаторской акции баварского епископа Регинхара.
Источники моравского происхождения об этой традиции, естественно, умалчивают, так как в противном случае они были бы вынуждены признать нежелательные для них претензии франков, причем не только в области церковного управления.

Письменные источники показывают нам мораван и в активной роли, приписывая им политическую деятельность. Так и
Ксантенские, и Фульдские анналы сообщают о мораванах, которые «восстали»
(Margos rebelles) или «желали отделиться» (Sclavos Margenses defectionem molientes)

Последняя фраза из Фульдских анналов в особенности дает нам основания приписать
мораванам некие усилия, направленные на отделение от Франкского королевства.
Эти «раз и навсегда» заключенные договоры стали основой франкско-моравских взаимоотношений, выйти из которых можно было только путем трансформации Моравии в политическое образование, подобное самому Франкскому королевству. Тем не менее,
такая трансформация не означала создания управленческих и властных механизмов, аналогичных франкским. Скорее это была попытка получить аналогичный политический статус, создавая систему взаимоотношений с соседями наподобие той, какая
была выстроена у франков в отношении славян.

Впрочем, в некоторых случаях используемые во франкских анналах выражения,
относящиеся к деятельности мораван, скорее всего, являлись результатом стилистических упрощений. Например, в одном месте говорится о подготовке мораван к свадьбе, а в другом — о том, что мораване хвастались тем, что отделились от франков


МЕРОВИНГИ
Mérovingiens, нем. Merowinger и Merovinger) — первая династия франкских королей, правившая с конца V до середины VIII века во Франкском государстве. Династия происходила из салических франков

По легенде, одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший приблизительно с 448 по 457 год. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Факт его существования не очевиден, но Меровинги были убеждены в его реальности и гордились своим происхождением от него.
По легенде, Меровей был рождён женой Хлодиона от морского чудовища.


#МР
#МАРИ
#МЕРЯ
#МОРДВА
#МОРАВАНЕ
#МЕРОВИНГИ
#МОРЕ

Tags: #МАРИ, #МЕРОВИНГИ, #МЕРЯ, #МОРАВАНЕ, #МОРДВА, #МОРЕ, #МР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments