mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Обряд Вождения Сулы/ Похороны Сулы /Похороны Стрелы

перепашиваю из педии, потому что могут удалить.


Сула
— копьё или рогатина (брянск)


Вождение стрелы
вождение сулы,
похороны стрелы,
водить стрелу,
гнать стрелу,
бягить сула,
закапывать стрелу;

белор. пахавання стралы, ваджэння стралы


— древний обережно-аграрный весенний обряд Восточного Полесья, который «замыкал» весну и «отмыкал» лето.
Проводился в конце весны при осмотрах озимых (на Великдень, Юрия, Вознесение).
Регион наибольшего распространения — Посожье, территория между Днепром и Припятью, частично Гомельская, Черниговская и Брянская области (совпадает с областью расселения радимичей, частично дреговичей и вятичей).


Основные ритуальные действия:
сбор участников, вождение карагода (кривой танок) на перекрестке в центре села,
шествия рядами (линейный танок),
игры, катание по полю, «похороны стрелы» и др.


Название обряда произошло от зачина карагодной песни «Да й пашла стрэла да и вдоль села» или «Ой бягить сула да й удоль села».
При этом «стрелой» называлось само шествие, песня, группа исполнительниц и предметы, зарывавшиеся в конце обряда на поле.
В некоторых локальных с аналогичным значением использовался термин «сула», также обозначавший в местном диалекте метательное оружие: сула или сулица — это копьё, рогатина, палица



Обряд
Изначально «вождение стрелы» сочеталось с её «похоронами», но со временем в некоторых сёлах обряд приобрёл редуцированную форму. Более архаичные традиции проведения обряда сохранились на западе Брянской области. В Вознесеньев день после обеда участницы обряда, собравшись в группы, шеренгой во всю ширину дороги, взявшись за руки, с пением «стрелы» шли к центру села. Каждая группа исполняла свою песню, но на единую для всех мелодию. Встретившись в центре села, женщины водили общий карагод, после чего уже все вместе снова вставали в шеренги и с песней «вели стрелу» за село. Вдоль улицы, по которой шли участницы, для них выставлялись столы с угощениями. В других деревнях женщины «водили сулу» по дворам с хороводными песнями, каждая хозяйка обязательно должна была пригласить к себе и угостить, за это «сула» поднимала хозяйку высоко на руки.


После карагодов на площади иногда добавлялись плясали и частушки под гармошку и бубен. К процессии присоединялись ряженые — «дед» и «баба», которые собирали дань со всех встречных. У «деда» в руках были розги или кнут, которым хлестал всех, кто попался под руку, особенно детей, которые кружились вокруг него. Собранные продукты и деньги он складывал в холщовую сумку, висевшую на плече. Когда уже было много собрано «баба» отбирала сумку и не таясь пересчитывала деньги. «Дед» обычно возмущался таким действием.


Придя на поле с житом, водили карагод, а затем наиболее уважаемая женщина отходила чуть в сторону и неглубоко закапывала или просто клала на землю хлеб и денежку, ленточки или что-либо из личных вещей («стрелу»), читала молитву и желала всем благополучия и хорошего урожая. В ином варианте какую-нибудь свою вещь на поле закапывала каждая из женщин. Кое-где особо подчеркивалось, что лента, выступающая в роли «стрелы», обязательно должна принадлежать девушке. Спев последнюю песню, участницы обряда и зрители расходились по домам праздновать. Часто, направляясь в поле, женщины пели весенние песни, а на обратном пути — летние, что отражало проводы весны и встречу лета.


Кое-где на Брянщине на Пасху, когда песню начинали петь — считали, что «стрелу откапывали», а на Вознесение, когда в последний раз водили хоровод и, нарвав траву, бросали её через голову, что символизировало «закапывание». В таких сёлах сам обряд не исполняли.
В некоторых сёлах процессия шла не в поле с житом, а на льняное поле, и во время обряда, взявшись за руки цепочкой, изображалось длинное полотно. Также во время обряда «нищие» могли обходить сельские дома с благопожеланиями (ср. Волочебный обряд)[3].
Обрядовый смысл «вождения стрелы» тесно связан с аграрной продуцирующей магией. По мнению ряда исследователей, «стрела» ритуальной песни символизировала молнию, а слёзы, проливаемые по сюжету песни женщинами, — дождь, поэтому и сам обряд связывался с вызовом дождя, что сближает его с балканским и юго-славянским обрядом Пеперуда (Додола).


ВИДЕО ОБРЯДА село СТОЛБУН, Гомельская область

Обряд похорон Стрелы в Новозыбковском районе Брянской области

Холодная В. Г. Вождение стрелы. РЭМ.
Савельева Н. М. Обряд «Похороны стрелы» в России. Ареалы распространения. Музыкальная стилистика // Етно-културолошки зборник, књ. II, Сврљиг 1996
Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.  (белор.)
Лозка А. Ю. Страла // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Редкал. І. П. Шамяк (гл. рэд.) і інш.. — Мн.: Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1989.

#СТРЕЛА
#СУЛА
#ДРЕГОВИЧИ
#ВЯТИЧИ
#РОДИМИЧИ
Tags: #ВЯТИЧИ, #ДРЕГОВИЧИ, #РОДИМИЧИ, #СТРЕЛА, #СУЛА, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments