mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Горнитцааа и Тцардаккаа

Слова для вещей и понятий у другого народа заимствуются, когда в своем народе раньше не был таких вещей и понятий, а теперь- появились.
Вот не было у карелов ГОРНИЦЫ и ЧЕРДАКА, но потом они пожили на пограничье со славянами, и себе построили и ГОРНИТЦААА и ТЦАРДАККА.

Исходной формой северного жилого дома карелов был низкий четырехугольный сруб с плоской крышей, покрытой жердями и землей.
У карел, как, впрочем, и у других народов, указанный тип легко просматривается в промысловых лесных избушках (meccapirt’t’i, meccariihi), служащих временным жильем охотников, рыбаков, лесорубов и т. п. и широко распространенных на территории Карелии еще в начале текущего столетия.






Положим, ГОРНИЦА - это комната ГОРНЯЯ, ВЕРХНЯЯ.
Сразу представляются огромные избы Русского Севера, в три-четыре этажа.
Там есть и ГОРНИЦА, и СВЕТЕЛКА и ЧЕРДАК.
Получается, что у карелов не было изб со вторым этажом и перекрытий между избой и крышей не было, которые создают "чердак".



Постепенно к такому простейшему срубу пристраивались холодные неотапливаемые сени, а сам сруб делался выше.
Дальнейшим развитием предыдущего типа «изба — сени» является трехкамерное жилье — пристраивалась еще клеть (aitta), все эти строения находились под одной двускатной крышей.
Дом такого плана, судя по письменным документам, широко бытовал у карел с XVI—XVII вв. вплоть до XX столетия.
Во второй половине XIX века появились дома-пятистенки, где к жилой части, состоящей из избы и горницы, прилегали сени с клетью и хозяйственные помещения. Такие дома чаще всего строили людики.




Вот своя собственная баня- САУНА- у них была, поэтому слово не пришлось заимствовать.
Хотя не все так считают, а предполагают отсутствие бань у русских --

Карельская баня существует с незапамятных времен.
В карельской эпической песне указывается, что кузнец Илмаринен так помылся в бане перед тем как отправиться свататься и стал таким чистым, что сам себя не узнавал.
В бане имелась каменка.
Во время топки вместе с дровами в печку клали камни, которые потом вытаскивали щипцами и опускали в кадку с водой, чтобы её нагреть. Шайки, кадки, корыта были из дерева и в них нельзя было греть воду на огне.
Бани топились “по черному”, дым выходил через маленькое отверстие в стене. Карелы предпочитали строить бани из осины. Ставились они по берегам озер, рек, ручьев. Карелы всегда очень любили баню и эту традицию сохранили и поныне.
Надо сказать, что в соседних с Толмачевским округом русских деревнях бань не знали и еще до середины 20-го столетия мылись в больших русских печках.

( Скорее, в Толмачевском округе - это процесс деградации русского крестьянского населения, неизбывной нищеты - под невыносимым гнетом лже-романовых. Судя по тому, что архитектуру домов карелы взяли у русских, а не наоборот. И слова для обозначения архитектурных зон в этих домах тоже взяли у русских, а не наоборот)

Карелы – большие любители бани.
Летом баню топили почти ежедневно, зимой – обычно раз в неделю. Баня была табуированным местом, поэтому в ней следовало разговаривать в полголоса, соблюдать чистоту.
В отличие от соседних народов в карельской бане нельзя было стирать.




Вот тут статья про карельские "традиционные дома", но это все 18-19 век, то есть, все, что было полезного уже перенято у соседей.
А песня про ГОРНИТЦААА и ТЦЕРДАККАА - она старинная, но не раньше появления КОФЕ у купцов и в быту - примерно, 18 век.
Потому что, в 17 веке кофе появился у шведской знати, значит, ему понадобилось примерно 100 лет, для того, чтобы переместиться в быт людиков и карел в глуши и объявиться в песне про МИЛОГО,






Почему у карелов не было собственного слова, для обозначения ЗАЗНОБЫ, ЛЮБИМОГО, ЛЮБОВНИКА, МИЛОГО?
Отношения были, а слова - не было.
Как так?

Полагаю, что это межплеменные брачные союзы между русскими и карелами.
И они должны были быть достаточно популярными, чтобы попасть в словарь.

Вот тут большая красивая статья со многими фотографиями и названиями утвари и вещей по-карельски.
Очень много вещей с русскими трансформированными названиями, есть несколько с немецкими трансформациями.
Но русских- большинство. 

полки (palčat)
лавки (laugat)
лохань (lohkaine)
верхняя части печи (kolpak)



Сохраняя национальные прибалтийско–финские черты, интерьер избы пряжинского карела конца XIX – начала XX столетия имеет общую основу с обстановкой и убранством севернорусской избы, что объясняется тесными историко–культурными контактами двух народов и географической близостью южной Карелии и Заонежья.

Tags: Русский Север, этнография
Subscribe

  • Писал, не писал....

    Не помню. Знаю историю последних 200 лет- так себе, особо-то хорошо даже приблизительно не знаю, только то, что на Обществоведении…

  • Reggia di Caserta, Italy

    Вот как можно преподавать советским студентам Историю искусства, Истрию архитектуры, Садово-парковую архитектуру и ни слова об этом комплексе?…

  • Очень интересно про священное в национальном характере

    Приходит шахтер с тяжелой смены из шахты, грязный, потный, уставший. Садится на стул. Жена ему говорит -Иди, Ваня, душ пока прими, а я супчик…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments