Межипарье - развеселая пора деревенской молодежи; веселей той поры во
все лето нет. Работы мало, что ни вечер, то на всполье хороводы, либо
песни, либо лясы, балясы да смехи на улице у завалин... А тут, глядишь, и
земляника в мураве заалела, и черника вызрела, и тройчатая костяника,-
пошел и сизый гонобобель (Костяника, или каменка - Rubus saxatilis, у нее
всегда по три ягодки вместе. Гонобобель, по другим местам голубица,
пьяница, дурила ягода - Vaccinium uliginosum.).
Вслед за ягодами из земли грибы полезли, ровно прет их оттуда
чем-нибудь. Первым явился щеголек масляник на низеньком корешке в широкой
бурой шляпке с желтоватым подбоем (Масляник - Boletus lateus, самый ранний
гриб, кроме сморчков (Morchella), которые крестьянами за грибы не считаются
и в пищу не употребляются.), а за ним из летошной полусгнившей листвы
полезли долгоногие березовики и сине-алые сыроежки, одним крайком стали
высовываться и белые грибы. Радуются девки грибкам-первачкам, промеж себя
уговор держат, как бы целой деревней по грибы идти, как бы нажарить их в
темном перелеске, самим досыта наесться и парней накормить, коли придут на
грибовные девичьи гулянки. Придти бы только долговязым!.. Вволю бы девки
над ними натешились, до крови нарвали бы уши пострелам на нову новинку '
(Известный старинный обычай - драть за уши всякого, кто первый раз в этом
году ест новинку: первые ягоды, первые грибы, овощи и пр.). Для того больше
грибовны девичьи гулянки и затеваются...
Маслом надо да сметаной раздобыться, благо Пасха была поздняя - грибы
наперед всех святых уродились (С воскресенья всех святых начинается Петров
пост.), значит, не грешно первачков на новинку и скоромных поесть. Но
матери ворчливы, не то что масла, кислого молока у них не выпросишь; дрожат
хозяйки надо всяким молочным скопом в летнюю пору. Ну, да ради грибовных
гулянок авось и поп во грех не поставит, если та аль другая красотка с
погреба у матери кое-что и спроворит. Уговорились девки; с раннего утра в
каждой избе хлопотливо снуют они вкруг матерей у печей, помогая стряпать
наспех - скорей бы отобедать да в лес с кузовками... Рассыпались девки по
лесу, хрустят под их ногами сухие прутья, хлещут древесные сучья и ветки,
раздвигаемые руками деревенских красавиц. Клики не смолкают, ауканьям конца
нет, стоном стоят по лесу звонкие голоса. Пришли и парни. Они без плетюх,
без туесов - их дело не грибы сбирать, а красным девкам помогать. Только
что в лес - хохот, взвизги. Верны девки старому завету: с кем зимой на
супрядках, с тем летом на грибках да на ягодках. А все парочками. Понабрав
грибов, парни огни развели, девки в глиняных плошках принялись грибы
жарить. Ложек парни не захватили, девки кормят каждая своего со своей
ложки. А кормя, норовят, чтоб парень, ошпарив язык, глаза выпучил и слова
не мог бы промолвить. А тут ложкой его по лбу да за уши драть, не забыл бы
новой новинки..
Что смеху тут, что веселья!.. А под вечер каждый с зазнобушкой в
кустики... И тут чуткому уху доводится слышать, как звонко да смачно
деревенская молодежь целуется... Ох, грибы-грибочки! темные лесочки!.. Кто
вас позабудет, кто про вас не вспомнит?
Жила-была в лесах бабушка Маланья, древняя старуха. Сколько от роду
годов, люди не знали, сама позабыла... Языком чуть ворочает, а попу каждый
год кается, что давным-давненько, во дни младые, в годы золотые, когда щеки
были алы, а очи звездисты, пошла она в лес по грибочки, да нашла девичью
беду непоправную... "Бабушка,- говорит ей поп,- много раз ты в этом
каялася: прощена ты господом от веку до веку".- "Батюшка,- отвечает
старушка,- как же мне, грешнице, хоть еще разок не покаяться? Сладкое ведь
сладко и вспомнить".
Эх, грибы-грибочки, темные лесочки!.. Кто вас смолоду не забывал, кто
на старости не вспоминал?.. Человек человечьим живет, пока душа из тела не
вынута.