mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

косы, серпы, лен, нечестный обмен





-  А!..  Старый  знакомый!.. Масляно рыло!.. Краснобайный язык!.. Добро
пожаловать, милости просим!
     Это  булыня (Бродячий по деревням скупщик, преимущественно льна, всегда
большой  руки  плут  и  балясник.  Оттого  ему  и  прозвище  "масляно  рыло,
краснобайный  язык".  Лен  скупает  булыня по осени и зимой, а летом торгует
косами  и  серпами.  Он  большей  частью отдает их в долг, что крестьянам на
руку,  оттого что лето у них - пора не денежная. Осенью, забирая лен, булыня
охулки  на  руку  не кладет - процентов двести придется ему за отдачу в долг
серпов  и  кос.).  Вот  идет он возле подводы, а сам подпрыгивает, носами да
серпами  побрякивает,  затейными  прибаутками народ смешит. У него на возу и
косы-литовки,  и  косы-горбуши  (Литовка  -  русская  большая коса, с прямым
косьем  (рукояткой).  Горбуша - малая коса, с коротким и кривым косьем. ), и
серпы  немецкие,  а  захочешь,  так  найдутся  и  топоры из самого Пучежа...
Брякнет  булыня  косой о косу, звякнет серпом о серп - не успеешь богородицу
прочитать,  цела  деревня  от мала до велика кругом воза стоит. Краснобай от
клепки  кос,  от  зубренья серпов мужиков отговаривает - берите, мол, новые,
не  в  пример дешевле обойдутся. И денег добрый человек не берет - по осени,
говорит,  приеду,  бабы  льном  заплатят, хошь мыканым, хошь немыканым, хошь
изгрёбным  (Изгрёбной  лот,  или  просто  изгребь,-  грубые льняные волокна,
остающиеся  от  вычески  отмятого  и отрепанного щеткою льна. Из него делают
рядно  - самый грубый холст, идущий на мешки, на покрышки возов и т.п.), как
им  в  ту  пору  будет сподручнее. Мне ведь, говорит, все едино, что сланец,
что  моченец,  что  плаун,  что  долгунец (Лен сланец - первый сбор волокна,
моченец  -  второй,  плаун  -  волокно короткое, мягкое и тонкое, долгунец -
длинные, но жесткие волокна. ) - всякий Демид в мой кошель угодит.
     И  в  тот  же  день во всяком дому появляются новые серпы и новые косы.
Летошных  нет,  на  придачу  булыне пошли. А по осени "масляно рыло" возьмет
свое.  Деньгами  гроша не получит, зато льном да пряжей туго-натуго нагрузит
воза,  да  еще в каждой деревне его отцом-благодетелем назовут, да не то что
хлеб-соль   -   пшенники,  лапшенники,  пшенницы,  лапшенницы  на  стол  ему
поставят...  Появятся  и  оладьи, и пряженцы, и курочка с насести, и косушка
вина ради почести булыни и знакомства с ним напредки.
     А  лет  через  десять,  глядишь,  тот булыня в купцы выписался, фабрику
завел,  каменный дом себе склал. А лесным бабам заволжанкам того и невдомек,
что  булынин-от  дом  из  ихнего  льна строен, ихней новиной (Кусок холста в
тридцать  аршин.)  покрыт,  ихними тальками (Талька - моток ниток, состоящий
из  20  пасем,  а пасьма - из 15 чисменок, в чисменке четыре нитки (кругом),
каждая  по  четыре  аршина. Таким образом, в тальке 4 800 аршин пряжи. Такой
счет  ведется  в  Нижегородском и Костромском Заволжье, в Вятской губернии и
вообще  на  севере.  По другим местам другой счет пряжи ведут; около Москвы,
например,  в  Калужской  и  в Тульской губерниях, в тальке считают 20 пасем,
каждая  из  10  чисменок  в  четыре  нитки,  то  есть 3 200 аршин в тальке.)
огорожен.


Tags: Мельников-Печерский, коса-литовка, лен, новина, обычаи, пасьма, тальк
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments