mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Коньки

Хина рассказала мне о смерти своего отца.
«Умер он от порчи, тетка Фелицата тогда еще жива была, принесла маме яичко и говорит: сделай мужу оладушек.
А отец уже болен был. Напекла мамка оладушек, как прихватило отца, так он и не встал больше.
А потом вскоре сама тетка Фелицата заболела, она уже старая была.
Очень была она тяжело больна, очень ее черти мучили, а умереть никак не могла.
Жил у нее старик-нищий в углу.
Она ему покаялась во всех своих грехах, всех назвала, кого на тот свет извела, и попросила его снять с крыши конёк, а то черти не давали ей умереть. Как только снял он конёк, так она и умерла».
Коньки не только на избах, но даже на маленьких баньках.
Очевидно, конёк – талисман, ограждающий от нечистой силы.
Только по снятии его черт может прийти за погибшей душой.


Я никогда раньше не знала этого поверья, и оно привело меня в восторг, который разделил также и Алексей Николаевич Толстой, когда, приехав в Москву, я рассказала ему об этом; он тоже слышал об этом впервые.
Недалеко от нашей деревни жил доктор, но крестьяне больше верили знахарям и знахаркам.
Только представить себе: вся Россия покрыта коньками, на Севере, мне говорили, они дубовые, массивные; всякий дом воздевает к небу заклятие от нечистой силы. Это просто замечательно. Всякое жилье ограждает себя от зла.

Шапорина. Дневник


Коньки украшали избы в Ярославской, Костромской, отчасти в Тверской, Московской, Нижегородской губерниях.
В отличие от коньков Севера они вырубались не на концах мощных охлупневых бревен, а на верхних концах причелин, перекрещивающихся над фронтоном.
Таким образом возникал легкий, как узор, мотив парных конских головок.
Парные коньки на крышах встречаются в Прибалтике, Северной Европе, Швейцарии, Польше, Словакии.
Древность происхождения мотива парного конька и вообще образа коня как оберега в декоративном искусстве подтверждается находками археологов на территории нашей страны. В погребениях славянских и угро-финских племен до X-XII веков обнаруживаются гребни с конскими головками, женские украшения, так называемые "коньковые подвески".



Конек- охлупень, Архангельская губерния 19 век




Конек- охлупень на крыше амбара, Вологодская губерния 19 век



Данный охлупень снят с огромного старинного северного дома, срубленного в середине 19 века.
Большая высота дома оправдывала очень обобщенные формы конька.

Интересно, что на Русском Севере встречаются двуглавые коньки, смотрящие врозь, либо обращенные друг к другу.
Помимо охлупня, традиционно украшались изображениями коней и повалы - выступы нескольких верхних бревен сруба.
Также резные изображения конских голов могли располагаться на верхних концах причелин.
В общем, для русского деревянного зодчества характерно использование изображений коней в оформлении верхней части дома. По мнению этнографов, данная традиция является одним из свидетельств существования в прошлом обычая размещать на высшей точке жилища конские черепа (недаром одним из древних названий охлупня было "черепное бревно")






#КОНИК
#КОНЁК
#КОМОНЬ
#КОНЬ

Tags: #КОМОНЬ, #КОНЁК, #КОНИК, #КОНЬ, оберег, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments