mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Захряпки-наряжухи на Русском Севере. Пёзский волок. Густав фон Шренк.





Ставили каждые 30 верст по волоковому пути, чтобы видеть, где смена.

Захряпы (наряжухи) - вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски чудского язычества.
До сих пор встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми. Снимок сделан в начале июня 2008 года в окресностях деревни Езевец Мезенского района.
У соседских поморов слово "Захрепиха" означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что на фото те самые "Дед да Баба", в смысле Первопредки. Такие изваяния ставят не только в Чюдьямаа, но и на землях Коми Му и Вепсямаа.
Нечто похожее было (вероятно, и сейчас есть) где-то в лесу между Нюхчей (которая в Карелии) и Маленьгой, или дальше за Маленьгой... Рассказывал режиссер док.фильма "На третьей от солнца планете" Павел Медведев (одна из линий фильма - о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, который находится за Маленьгой). В том фильме захряпы мелькают на мгновение. А ещё есть фильм про рыбалку на реках Мезени и Пинеги, там тоже вскользь показаны захряпы в Лешуконском районе, их местные рыбаки ставят "на удачу".


Федотыч всегда по-поморски спокоен – Смотри, берега-то все как обочины у дороги.
По ним по всем тропинка была, чтоб бечевой идти.
Больше того, все берега были обкошены.
На веслах-то далеко не уйдешь по такой реке, а под парусом – тоже ветер нужен.
Вот, я думаю, в основном бечевой и шли. А менялись через тридцать верст, там и отдыхали, ждали своей очереди.
А пока ждали очереди, вот таких наряжух и делали.
    - А они всегда по две?
- Дак, конечно. Одному-то грустно. Да и о чем мужик – крестьянин долгой дорогой мечтает? О жёнке… Вот, ставили, наряжали, следующие смены ухаживали. Так и повелось следить за ними.
  - Ну, наряжухи-то понятно. А захряпки почему?
  - Захряп в поморской говОре – небрежный, неаккуратно одетый, необряднОй человек. Алексаныч! – обращается Николай к Олегу, - на обратном пути нать не только этих нарядить. Давай еще захряпок поставим?  - и ко мне, - глянь, тридцать верст по навигации, где будет? Небось, Орловска Щелья… Вот там и поставить нать…


все захряпы имеют имена собственные, личные (Марфутка и т.п.)
- Конкретно эти объекты на фото поставлены в середине 70-х годов ХХ века.
Местные жители рассказывают  противоречивые легенды, одна из которых связана с пропавшими в лесу детьми.
- признаков, что возле захряп осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет.
Приношений, как к обетным крестам, тоже нет.
Но за их состоянием следят (одежда периодически меняется на новую).






ПЁЗСКИЙ ВОЛОК  1-5


Харон, перевозящий мертвых на другой берег- это Русский Север, где кладбища
отделяются от деревни рекой.
Живые на одном берегу, мертвые- на другом.

Первый том крупной работы «Путешествие к северо-востоку Европейской России через тундры самоедов к северным Уральским горам, предпринятое в 1837 г. Александром Шренком» в 1850 году была удостоена Демидовской премии.
Её второй том был выпущен три года спустя, и в России малоизвестен

Tags: Русский Север, книги, реки, этнография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment