mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Весенние праздники.

После продолжительного  зноя  под  вечер потянуло прохладой с мокрого угла
(Мокрым углом  зовут  северо-западную  часть  небосклона,  от-  куда  большей частью
приносятся  дожди.), и  скоро  все  небо застлалось тучами...

Хоть не много дней  оставалось  до Петра  Солноворота  (Июня 12-го), хотя и сходились уж
вечерняя  заря с утренней, однакож такая темнота настала, что хоть в осеннюю
ночь...  Тишь  была  невозмутимая, лишь вдали в заколосившемся хлебе трещали
кузнечики  да  по  лесу  раздавались  изредка  глухие  звуки ботал

(Ботало -глухой  звонок,  привешиваемый  лошадям и коровам на шею, когда пускают их в
ночное  по лесам.
  За Волгой пастухов нет, скот пасется один, по раменям, для
того  и  привязывают ему ботала. Каждый хозяин знает звук своего ботала и по
этому  звуку  скоро  отыскивает беспастушную  свою скотину.)

Дождем еще не кропило,  но сильно марило
(Марит - стоит духота, обыкновенно бывающая после долгого  зноя,  перед  грозой.),
душный воздух полон был тепла и благовония.
По сторонам часто вспыхивали зарницы...
Ходит  Ярило  по  людям,  палит  страстью,  туманит  головы.
А ноченька выдалась   темная,  тихая,  теплая,  душистая...  Много  жалует  такие  ночи
развеселый Яр-Хмель молодец!
   
Весенние  гулянки  по  селам  и  деревням  зачинаются  с качелей святой
недели  и  с радуницких хороводов.
Они тянутся вплоть до Петрова розговенья.
На  тех  гулянках  водят хороводы обрядные, поют песни заветные - то останки
старинных  праздников,  что  справляли наши предки во славу своих развеселых богов.
     По  чистому  всполью,  по  зеленым  рощам,  по берегам речек, всю весну
молодежь  празднует  веселому Яр-Хмелю,  богу  сердечных  утех  и  любовной
сласти...  То-то  веселья,  то-то забав!.. Милованью да затейным играм конца
нет...
     До  солнечного  всхода раздаются звонкие песни и топот удалых плясок на
тех  праздниках...  Кроме  дней  обрядных,  лишь только выдастся ясный тихий
вечер,  молодежь,  забыв  усталь  дневной  работы,  не помышляя о завтрашнем
труде,  резво  бежит  веселой  гурьбой на урочное место и до свету водит там
хороводы,  громко  припевая, как "Вокруг города Царева ходил-гулял царев сын
королев",  как  "В Арзамасе на украсе собиралися молодушки в един круг", как
"Ехал  пан от князя пьян" и как "Селезень по реченьке сплавливал, свои сизые
крылышки  складывал"...

  Слышатся  в  тех  песнях помины про Дунай-реку, про
тихий   Дон,   про   глубокие   омуты   днепровские,  про  широкое  раздолье
Волги-матушки,  про  московскую  реку  Сомородину...

  Лебеди  белые,  соколы
ясные,  вольная  птица  журинька,  кусты  ракитовые,  мурава  зеленая, цветы
лазоревые,  духи малиновые, мосты калиновые,- одни за другими вспоминаются в
тех  величавых, сановитых песнях, что могли вылиться только из души русского
человека  на  его  безграничных,  раздольных  от  моря до моря раскинувшихся
равнинах.
     Не  успели  оглянуться  после Радуницы,  как  реки  в  берега  вошли и
наступило пролетье...  Еще  день-два  миновало,  и прикатил теплый Микула с
кормом  (9  мая, когда поля совсем покрываются травой - кормом для скота.) .
Где  хлеба довольно в закромах уцелело, там к Микулину дню брагу варят, меда
ставят, братчину-микульщину  справляют,  но  таких  мест  немного.
Вешнему Микуле за чарой вина больше празднуют.
     В  лесах  на севере в тот день первый оратай русской земли вспоминался,
любимый  сын Матери Сырой Земли, богатырь, крестьянством излюбленный, Микула
Селянинович,  с  его сошкой дорога чёрна дерева, с его гужиками шелковыми, с
омежиком  (Омежь  - сошник, лемех - часть сохи. Присошек то же, что полица -
железная  лопаточка  у  сохи,  служащая  для  отвалу  земли.)  серебряным, с
присошками красна золота.
     Микулу  больше  всего смерд (Крестьянин, земледелец.) чествовал... Ему,
поильцу,   ему,   милостивому  кормильцу,  и  честнее  и  чаще  справлял  он
праздники...  Ему  в  почесть бывали пиры-столованья на брачинах-микульщинах
(Как  почитанье  Грома  Гремучего, при введении христианства перенесли у нас
на  почитанье  Ильи  Громовника,  а  почитанье  Волоса,  скотьего  бога,- на
святого  Власия,  так  и  чествованье оратая Микулы Селяниновича перевели на
христианского  святого  - Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси всего больше
Николе  Милостивому  и  празднуют.  Весенний  праздник  Николаю  Чудотворцу,
которого  нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтобы приурочить
его  к  празднику  Матери  Сырой  Земли,  что  любит  "Микулу  и  род  его".
Празднество  Микуле  совпадало  с  именинами  Матери-Земли. И до сих пор два
народных  праздника  рядом  сходятся:  первый день "Микулы с кормом (9 мая),
другой день (10 мая) "именины Матери Сырой Земли". ).
     В  день  Микулы  с  кормом,  после  пиров-столований у богатых мужиков,
заволжски  ребята  с лошадьми всю ночь в поле празднуют... Тогда-то в ночной
тишине  раздаются  громкие  микульские песни... Ими приветствуют наступающий
день именин Матери Сырой Земли.
   
     Минула свет, с милостью
     Приходи к нам, с радостью,
     С великою благостью!
     Держимся за сошку,
     За кривую ножку...
     Мать Сыра Земля добра,
     Уроди нам хлеба,
     Лошадушкам овсеца,
     Коровушкам травки!..
   
     Минул  праздник  Микулы,  минули  именины  Матери Сырой Земли, с первым
сбором   целебных   зелий  и  с зилотовыми  хороводами  (3илотовы  хороводы
справляются  в  день,  когда  "Земля именинница", 10 мая.

В тот день церковь празднует  апостолу  Симону Зилоту. Оттого хороводы и зовутся зилотовыми. ).
Глядь, честной  Семик на дворе - завиванье венков, задушные поминки.
В тот день  под  вечер, одни, без молодцев, сбираются девушки.
Надев зеленые венки на  головы,  уходят  они  с  песнями  на  всполье и там под ракитовым кустом
стряпают  "сборну  яичницу",  припевая семицкие песни. Завив венки, целуются
через них и "кумятся" при звонких веселых песнях:
     Покумимся, кума, покумимся,
     Мы семицкою березкой покумимся.
     Ой Дид Ладо! Честному Семику.
     Ой Дид Ладо! Березке моей,
     Еще кумушке да голубушке!
     Покумимся,
     Покумимся,
     Не сваряса, не браняса!
     Ой Дид Ладо! Березка моя!
   
     Тут  же  и  "кукушку  крестят".  Для  того, нагнув две молодые березки,
связывают  верхушки их платками, полотенцами или лентами и вешают на них два
креста-тельника   (Тельник   -   крест,  носимый  на  шее.).  Под  березками
расстилают  платки,  кладут  на них сделанную из кукушкиных слезок (Растение
Orchis  maculata.) птичку, и, надев на нее крест, попарно девушка с девушкой
ходят друг другу навстречу вокруг березок, припевая:
   
     Ты, кукушка ряба,
     Ты кому же кума?
     Покумимся, кумушка,
     Покумимся, голубушка,
     Чтобы жить нам, не браниться,
     Чтоб друг с дружкой не свариться.
   
     С  тех  пор семицкие кумушки живут душа в душу целых три дня, вплоть до
троицы.  Случается,  однако,  что  долгий  язычок и до этого короткого срока
остужает   семицкое   кумовство...  Недаром  говорится  пословица:
"Кукушку кстили, да языка не прикусили".
     А чрез день от честного Семика - "Клечальна суббота"...
     В  тот  день  рубят  березки,  в  домах и по улицам их расставляют ради
троицы,  а  вечером  после всенощной молодежь ходит к рекам и озерам русалок
гонять.  Всю семицку  неделю,  что  слывет  в  народе  "зелеными святками",
шаловливые  водяницы  рыщут  по  полям, катаются по зеленой ржи, качаются на
деревьях,  залучая  неосторожных  путников,  чтоб  защекотать их до смерти и
увлечь  за  собой  в подводное царство дедушки Водяного. Всю троицкую ночь с
березками  в руках молодые парни и девушки резво и весело, с громким смехом,
с  радостными  кликами бегают по полям, гоняя русалок, а на солнечном всходе
все  вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений лукавых водяниц...
На  троицу  у  молодежи  хороводы,  на  троицу  развиванье  семицких венков,
пусканье  их  на воду и гаданье на них... А у степенных женщин и старушек на
тот  день свои заботы - идут они на кладбища и цветными пучками, что держали
в  руках  за вечерней, прочищают они глазыньки родителям (Пучками цветов или
березками   обметают  они  могилы.  Это  и  называется  "прочищать  глаза  у
родителей". ).
     И  так день за день, неделя за неделей, вплоть до Петрова дня... Что ни
день,  то  веселье,  что  ни  вечер,  то  "гулянка"  с  песнями, с играми, с
хороводами и гаданьями... Развеселое время!..
Tags: Мельников-Печерский, Петров день, Троица, зеленые святки, клечальна суббота, корм, семицка неделя, теплый Микула
Subscribe

  • Бриташкины грабители.

    Киношка 1939 года ЧЕТЫРЕ ПЕРА, где бриташки хвалятся, как они геройствовали в Крыму. https://ok.ru/video/994359446137

  • Бриташкина масонерия

    Когда-то булочники решили улучшить булочную линию принцем датским и греческим. Обозвали его вместо Баттен-Берга - Маунт-Беттеном, англицировали,…

  • Разве "Нимфа" она товар дает?

    Тело покойного герцога Эдинбургского будет лежать в свинцовом гробу весом 250 килограммов, сообщает газета Daily Mail. Издание уточняет, что самом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments