mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Воздушный терроризм Лукашки. Двадцать лет назад.

Больше двадцати лет назад в небе над Беларусью вертолет сбил воздушный шар.
В корзине было два человека – известные воздухоплаватели из США.
Один из них, 68-летний Джон Стюарт-Джервис, прошел Вторую мировую войну, выжил во Вьетнаме и в Египте,
где его самолет сбили в воздухе в 1956-м.
Но погиб в небе над мирной Беларусью во время соревнований по воздухоплаванию


В 1995 году история наделала много шума. Коллеги пилотов из США требовали расследования. Беларусь говорила, что военные все сделали правильно, потому что шар летел к военному объекту, пилоты не реагировали на их запросы и не выходили на связь. Но прошло 24 года, об инциденте возле границы забыли все, кроме родственников погибших и их коллег-воздухоплавателей. Они передали Настоящему Времени материалы расследования, которые никогда прежде не публиковались.

С их помощью мы рассказываем историю последнего полета и гибели аэронавтов Алана Френкеля и Джона Стюарта-Джервиса.


"ДАВАЙ ЛУПАНЕМ ПО НЕМУ СВЕРХУ"
Рано утром 12 сентября 1995 года белорусскую границу пересек воздушный шар. В 06:34 (всемирное координированное время, UTC) пограничные войска Беларуси обнаружили "летательный объект" и доложили о нем в Центральный командный пункт противовоздушной обороны. В течение полутора часов военные связывались с приграничными пунктами ПВО, а также запрашивали информацию в Польше, откуда прилетел шар, но ничего не выяснили.

Военных настораживало то, что он летел в сторону авиабазы. Судя по переговорам экипажа вертолета Mи-24 с командующим войсками ПВО, расшифровка которых содержится в отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК), проводившего расследование инцидента, военные решили, что это польский метеорологический зонд. Обсуждая это, они возмущались: "Почему бы его не сбить? Они делают, что хотят, им все равно. Может быть, в нем 36 кг героина?" В 8:07 военному авиадиспетчеру Брестской области позвонил глава регионального КГБ. Он интересовался, были ли какие-то уведомления из Польши о метеорологических зондах или шарах, но ему ответили, что ничего не было.
В 08:35 на перехват вылетел вертолет.
Три минуты прошли с момента, когда вертолет поднялся в воздух, до того, как военные открыли огонь по воздушному шару. Этому предшествовали совсем короткие переговоры, расшифровка которых содержится в отчете МАК.
— 335, отчет о пути: высота воздушного шара, что там, какие подвесные грузы?
— Это 335, я на высоте 2000 [метров], это на 200-300 метров выше.
— Понял. Есть подвесной груз?
— Висит подвесной груз, еще не определили, что там.
— Понял.
— Высота шара – 2300 метров. Он висит прямо на уровне с нами. Подвесной груз подтверждаю.
— Это радиальный, уничтожить шар.

Фрагмент переговоров пилота вертолета с диспетчером. Источник: отчет МАК


— 335, будьте осторожны при стрельбе, чтобы снаряды не упали на населенные пункты.
— Понял.
— Давай заходи чуть выше, лупанем сверху ему.
— Какая дальность у нас?
— 600 метров.
— Огонь!

Раздались три пулеметные очереди. В 08:54 (по белорусскому времени – 11:54) экипаж вертолета сообщил об уничтожении шара.
Через два с половиной часа белорусские военные обнаружили сбитый шар в 4-5 километрах от города Береза в Брестской области. В гондоле было два человека – профессиональные воздухоплаватели Алан Френкель и Джон Стюарт-Джервис. Оба погибли.
Пенсионерка Валентина Соловей, чей дачный участок находился в десяти метрах от падения воздушного шара, рассказывала белорусской службе Радио Свобода, что видела и гондолу, и самих погибших. Тогда Соловей подумала, что воздухоплаватели умерли от сильного удара о землю: она не предполагала, что шар расстреляли, а на самих пилотах не было следов огнестрельных ранений. Гондола шара почти развалилась.
"В своей корзине они сидели на своеобразных "носилках" – это приблизительно как в машинах скорой помощи есть боковые сиденья, прикрепленные к стене. И вот они, по-видимому, до последнего сидели в своем шаре на этих носилках, или сиденьях, как там правильно сказать", – рассказывала Валентина Соловей.
По ее словам, после падения шара над дачами еще долго летал вертолет. Погибших отвезли в больничный морг города Березы, а оттуда тела переправили в Минск. То, что осталось от шара и гондолы, погрузили в КамАЗ и тоже отвезли в Минск.


КТО ТАКИЕ АЛАН ФРЕНКЕЛЬ И ДЖОН СТЮАРТ-ДЖЕРВИС
Биография британца Джона Стюарта-Джервиса напоминает приключенческую историю. В 15 лет – шел 1943 год – он солгал по поводу своего возраста, чтобы попасть в Британский королевский флот. Во время Второй мировой войны воевал в Северной Атлантике и на Дальнем Востоке. После войны Стюарт-Джервис остался в армии, служил летчиком-истребителем на авианосце. Во время Суэцкого кризиса его самолет сбили над Средиземным морем, но Джон смог приземлиться на воду – и его спасли французские войска.

Через несколько лет по программе военного обмена с США Стюарт-Джервис вместе с женой переехал из Британии в Калифорнию. Там он, морской пехотинец, с энтузиазмом переключился на вертолеты. Когда начался военный конфликт в Малайе, Стюарт-Джервис отправился сражаться с коммунистами в джунглях Малайзии и Борнео и провел там девять месяцев, рассказывала The New York Times его жена Кэролайн.

Закончив службу, Джон Стюарт-Джервис переехал с женой в Нью-Йорк, а оттуда – на остров Санта-Крус в Карибском море. Но и там не оставил небо: работал пилотом на гидросамолетах, учил летать других. Налетал более 14 тысяч часов только на гражданских самолетах.

"Его приключения никогда не заканчивались", – рассказывала супруга Стюарта-Джервиса и вспоминала, как на одной из вечеринок муж разговорился с кем-то о прыжках с парашютом. Джон никогда не делал этого раньше, но на следующий день прыгнул с высоты 10 тысяч футов

(3048 метров).
Примерно так же произошло и с воздухоплаванием: Стюарт-Джервис познакомился с людьми, у которых был воздушный шар, – и загорелся идеей такого полета. Ему было уже 60 лет, когда он стал учиться летать на аэростатах. А встретившись с влюбленным в небо Аланом Френкелем, начал участвовать в соревнованиях воздушных шаров.
Алан Френкель был младше своего нового друга и единомышленника на 13 лет. Он тоже начинал с военно-морской авиации, затем перешел на гражданские самолеты и 27 лет в качестве старшего пилота летал на трансатлантических лайнерах компании Trans World Airlines из Америки в Европу.
У Френкеля не было жены и детей, и он полностью посвящал себя полетам. "Алан использовал любой шанс, чтобы полетать. Когда он не был в воздухе, он говорил об этом", – вспоминала в интервью The New York Times его кузина Ребекка Дейл.
Воздушными шарами Алан Френкель заинтересовался в начале 1980-х. Изучил тепловые аэростаты, потом перешел к газовым воздушным шарам. Он быстро превратился в специалиста, который одинаково хорошо разбирался и в газовых, и в тепловых шарах, говорили коллеги Френкеля. Он знал обо всем – от оборудования аэростатов до обмундирования воздухоплавателей. С 1992 года Френкель регулярно проводил проверку воздушных шаров перед полетами.
Сам он тоже участвовал в соревнованиях: летал на тепловом аэростате через Австралию, много раз выступал в Японии. Френкель всегда дотошно готовился к своим полетам и всегда был "экстремально осторожным", говорила его кузина: "Да, это было опасно, но ничего особенного для него в этой опасности не было".
В 1991 году Алан Френкель в первый раз участвовал в соревнованиях на кубок Гордона Беннета, а в 1994-м занял третье место. Через год, в 1995 году, Алан Френкель с другом и единомышленником Джоном Стюартом-Джервисом решили участвовать в соревнованиях на кубок как команда. 55-летний Алан был в ней старшим пилотом, 68-летний Джон – вторым.
"Накануне [старта] мы вернулись из трехнедельного отпуска во Франции. Он провел дома две ночи [и улетел]. Он волновался, конечно, знал, что это опасная гонка, – рассказывала потом супруга Стюарта-Джервиса. – Но в небе он был счастлив, как нигде".



Остальное читайте по линку- там МНОГО ИНТЕРЕСНОГО.
Tags: Беларусь 2021, Лука-преступник, самолет, терроризм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments