mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Дзеканье- Радзивиллы-Родивилы-герб-трикветр

Дзеканье

произношение палатальных (небных или смягченных) согласных d’ и t’ (дь, ть), приблизительно, как польск. dz’, c’ (дзь, ць). Эта фонетическая особенность свойственна, главным образом, белорусскому наречию и составляет одну из характеристических черт.
Кроме того, Д. встречается и в некоторых великорусских говорах, между прочим, в Ардатовском и Княгининском уу. Нижегородской губ. и некоторых местностях ее, соседних с Владимирской губ., в Тверском у. Тверской губ., в Пошехонском у. Ярославской (ситский говор), в Череповецком у. Новгородской, в южн. части Вологодской и некоторых других местностях.

Малорусским говорам эта особенность совершенно чужда.
Отсутствие точных фонетических наблюдений в нашей диалектологической литературе не позволяет определить специальных особенностей таких «дзекающих» звуков в отдельных говорах. Несомненно только, что в данном случае имеются палатальные (небные) так называемые «аффрикаты», т. е. сложные согласные, состоящие из взрывного согласного и очень быстро следующего за ним, почти одновременного спиранта (см.) того же органа (непалатальные аффрикаты: д + з, т + с; палатальные дь + зь, ть + сь). О происхождении и особенностях таких звуков см. Sievers, «Grundzüge der Phonetik» (3-е изд., Лпц., 1885, стр. 166—67).


Дзе́канье — аффрикатизация мягких зубных смычных согласных [dʲ] и [tʲ], то есть произношение [дз’] и [ц’] на месте первоначальных [д’] и [т’] мягких, свойственное польскому и белорусскому языку и некоторым севернорусским говорам[источник не указан 295 дней], например хадзіць, в польском chodzić [ˈxɔʥɪʨ] 'ходить'.
Чёткой границы этого явления нет, поскольку, по данным Льва Зиндера, в русском [t’] средняя длительность щелевого элемента превышает среднюю длительность щелевого элемента [č], в связи с чем автор классифицирует [t’] как мягкую аффрикату[1].
Аффрикатизация мягких смычных [dʲ] и [tʲ] в современном русском языке не является отклонением от нормы, и согласно проведённым исследованиям реализация их как [ʣʲ] и [ʦʲ] составляет около 70 % случаев употребления этих согласных в речи[2][3].
Аналогии в других славянских языках
Помимо русского, белорусского, польского и словенского языков подобное явление встречается в сербхорватском, где на месте сочетания *dj праславянского языка выступает фонема /ʥ/, например: ђаво, при русском «дьявол» из послужившего источником заимствования латинского diabolus.

Це́канье — произношение в соответствии с мягким смычным зубным согласным /т’/ мягкой аффрикаты [ц’] (в другом обозначении [т’с’])[1][2][3]. Вместе с дзеканьем (произношением [дз’] в соответствии с /д’/) цеканье является частью общего для них фонетического явления аффрикатизации мягких зубных смычных согласных. Часто аффрикатизацию мягких /т’/ и /д’/ объединяют под одним названием дзеканье[4][5]. Данная языковая черта распространена в белорусском языке[6][7] и в ряде диалектов русского языка

В белорусском языке:
Произношение [ц’] (образуемое при переходе смычки в [с’]-образную слегка продлеваемую щелевую фазу) в соответствии с /т’/ во всех позициях в слове является характерной чертой как для литературного белорусского языка (ц при этом фиксируется на письме), так и для большинства белорусских говоров: цень «тень», ціхі «тихий», цябе «тебя», несці «нести», цяпер «сейчас, теперь» и т. п.

В русском языке:
Цеканье также распространено в части говоров западной диалектной зоны русского языка во всех позициях в слове или во фразе: [ц’]и́хо «тихо», ма[ц’] «мать», п’а[ц’] «пять» и т. п. Ареалом распространения цеканья являются главным образом области, граничащие с территорией распространения белорусского языка: часть южнорусских говоров Западной группы и среднерусские говоры Псковской группы.
Также ареал цеканья отмечен в удалении от пограничных с Белоруссией территорий в восточных среднерусских акающих говорах , небольшие островные ареалы этого явления встречаются и в других говорах

Акание- Белорусский народно-диалектный язык подразделяется учёными на два основных диалекта: северо-восточный и юго-западный, которые разделяются переходными среднебелорусскими говорами.
Говоры белорусского народно-диалектного языка отличаются друг от друга характером аканья, наличием твёрдого «Р» во всяком положении, или в известных только условиях, или смешением твёрдого «Р» с мягким, наличием или отсутствием дифтонгов, дзеканья и цеканья, смешения «Ч» и «Ц» и так далее, а также представляют переходные говоры по соседству с полесскими украинскими и южнорусскими.


То есть род  РАДЗИВИЛЛ=Р(A/ОИВИЛ, что отмечено и в латыни:  В 1483 году Рад(з)ивилл Ядогович (лат. Radiuil Jadogowicz) выделили средства на строительство алтаря в костеле в своем имении Ушаково, на который отписал десятину с другого своего имения Нароч.

Теория, поддерживаемая большинством исследователей, гласит, что родоначальником рода был литовский боярин Сирпутий( см брат ТРОЙДЕНА), крестившийся в 1387 году, чей сын Остик крестился под именем Кристин, и в 1419—1442 был каштеляном виленским, у него был сын Рад(з)ивил(л) (ум. 1477), от него и происходит род Радзивиллов. Эти сказания, а также характерное окончание слова (однозвучные — Эрдивилл, Монтивилл и др.) свидетельствуют о глубокой древности рода.
Согласно родовой легенде, род происходит из высшего жреческого сословия языческой Литвы и его родоначальником был жрец Лиздейка, сын Наримунта. У него был сын Сирпутис, который женился на княжне ярославской, у них был сын Войшунд, крестившийся под именем Христиан, подписывавший, вместе с отцом Виленско-Радомскую унию.

Герб- первое упоминание Х век.

Поздняя геральдика.
В поле серебряном три трубы чёрные или три охотничьих рожка, с двумя золотыми полосами на каждом.
Трубы эти соединены в центре щита, в кружке или кольце,
и из него расходятся одно вправо, другое влево, а третье книзу



СЛОГАН  BOG NAM RADZI= "БОГ НАМ РАДЗИ" с польского "БОГ НАМ БЛАГОПРИЯТСТВУЕТ", но если убрать ДЗЕКАНЬЕ,
то получается БОГ НАМ РАДИ - РАДА=СОВЕТ "Бог нам советует", "Бог нам рад"

ЭРДЕВИЛЛ, МОНТЕВИЛЛ, РАДИВИЛЛ - имена двухсоставные.

ЭРД, ЭРДЕ- земля, почва, глина, мир( окружающий)
From Middle High German erde, from Old High German erda, from Proto-West Germanic *erþu, from Proto-Germanic *erþō. Compare Dutch aarde, West Frisian ierde, English earth, Danish jord, Gothic 𐌰𐌹𐍂𐌸

МОНТ, МОНТЕ
- гора, холм  From Old French mont, from Latin montem, accusative of mōns, from Proto-Indo-European *men- (mountain)


РАДа- совет
РОДо- род, но РОД=СОВЕТ( совет рода, сход рода, совет старейшин рода, вече)


ВИЛ(Л) - желать, хотеть  славянское ВОЛАТЬ ( ВОЛАЦЬ у поляков- цеканье!)
from Proto-West Germanic *willjan, from Proto-Germanic *wiljaną, from Proto-Indo-European *welh₁- (“to choose, wish”)


ЭРДЕ+ВИЛЛ= ЗЕМЛИ ЖЕЛАЮЩИЙ, МИРА ( территории) ЖЕЛАЮЩИЙ
МОНТЕ+ВИЛЛ= ХОЛМА ЖЕЛАЮЩИЙ
РОДО+ВИЛЛ, РАДА+ВИЛЛ= СОВЕТА ЖЕЛАЮЩИЙ

все это приблизительное толкование, конечно же.

Возможно, это балто-славы, или пруссы, так как именно в таком виде названия таких родов не встречаются у немцев или англсаксов.
Во всяком случае, мне не попалось во время поиска.


В конце 17 века придумали "трубы, позолоту, веревочки" и нанесли их на основу древнего солярного символа,
который считался языческим и который требовалось "охристианить", не потеряв древности рода.

Деконструкция герба до первоначального древнего символа.


Трикветра (трехлучевая свастика)
Трикветра в значительной степени обладает символикой свастики.
Это также движение Солнца: на восходе, в зените и на закате.
Высказывались предположения о связи этого символа с лунными фазами и обновлением жизни.
Подобно свастике, это символ, приносящий удачу.
Он часто появляется с солнечными символами; его можно видеть на древних монетах, на кельтских крестах, где, как считают, этот знак символизирует триаду и является символом морского бога Мананнана.
Имеется он и в тевтонской символике, где связан с Тором.




,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Если обратите внимание, ТРИКВЕТРА  Радзивиллов повернута против часовой стрелки.
Возможно, это было сделано во времена христианизации или в 17 веке, чтобы избегнуть обвинения в язычестве.

Если  родоначальником был жрец Лиц-Дейко- то  солярный символ, который известен со времен железного века, вполне оправдан.

Лиздейка, Лиздейко, в литовской мифологии основатель жреческой традиции в Вильнюсе. Легенда об основании Вильнюса князем Гедимином (нач. 14 в.), дошедшая в поздних и сильно романтизированных версиях (в западнорусских летописях и особенно у литовского автора М. Стрыйковского), рассказывает о том, как Гедимин во время охоты в лесах нашёл на холме (в месте Веркяй) в корзине, скрытой зеленью, младенца, разбуженного звуком охотничьих рогов и заплакавшего. Случившийся тут же верховный жрец, тайный отец ребёнка, даёт Гедимину совет взять мальчика к себе и воспитать его как будущего жреца. По другой версии, объясняющей имя Л. (от литов. lizdas, «гнездо»), Гедимин нашел плачущего ребёнка в орлином гнезде. Мальчик был воспитан при княжеском дворе и впоследствии стал верховным жрецом - Криве-Кривайтисом, родоначальником рода Радзивиллов. Вероятно, именно в месте Веркяй еще до основания Вильнюса существовало святилище, и само урочище было священным. Мотив покинутого мальчика в орлином гнезде характерен для шаманских мифов и связан с приобретением шаманом способностей к предсказаниям, толкованию снов и т. п., обладателем которых оказался и Л. Когда Гедимину, заснувшему на Турьей горе над речкой Вильней, приснился сон (на Кривой горе стоит железный волк и ревёт, как сто волков), призванный истолковать сон Л. пояснил: «волк железный знаменует город столечный тут будет, а што в нем оунутри ревет то слава его будет слынути на вес свът» (Полное Собрание русских летописей, т. XVII, 261-262). После этого Г. заложил город. См. также ст. Криве.

Ну, я бы не выводил имя от какого-то фиктивного lizdas,  у имени совершенно два конкретных слова ЛИК/Ц/+ДЕЙ+ уменьшительное  КО ( воробей-ко, котей-ко)
ЛИК= видимый
ДЕЙ, ДИЙ, ДЫЙ= действие, поступок, Зевс в древнерусской литературе

Факт, что трикветру( три ветра) использовали и кельты и викинги.





Тамга( ТАВРО)– прежде всего, племенной (родовой) знак, восходящий к пиктограмме (идеограмме), указывал на принадлежность людей, конкретного человека к определенному племени и символизировал conceptum «первопредка», то есть являлся определенным тотемным знаком. К этому знаку родовые ответвления племени могли добавлять дополнительные элементы для корректировки значения «принадлежность» к тому или иному определенному роду. Отметим, что тамга как знак обладал более абстрагированным значением, так как он подвергся ментальному сдвигу по сравнению с пиктограммами (идеограммами), но, в то же время, каждая отдельно взятая тамга, как знак стала функционировать только в пределах конкретного рода, и в то же время имелась другая тамга, обозначающая племенной союз, к которому входили родовые подразделения.


И даже черкесы (адыги) ее использовали, как ТАМГУ ( ДЭМЫГЪЭ.) для клеймения коней- но пропорции у нее другие- Солнце больше.
За несколько тысяч лет до прихода на Кавказ тюрков с Алтая ( 10-11в.в.), адыги клеймили свое оружие, своих лошадей, вышивали золотом на своих родовых знаменах ДЭМЫГЪЭ. Сакральный знак на государственном флаге Ингушетии(круг с тремя полудугами назад по периметру круга) не что иное как родовая тамга кабардинских конезаводчиков Щолэхъу (Шолох), которые вывели одну из лучших пород кабардинских лошадей Щолэхъу (Шолох).

На картинке как раз конь Шолох.
А тамга черкесов повернута в правильном направлении- по движению солнца- по часовой стрелке- посолонь.



Кликнув, найдете серию родов и их тамги.

ХРОНІКА ЛИТОВСЬКА Й ЖМОЙТСЬКА
ВЫВОД И ПОЧАТОК О ВЕЛИКОМ КНЯЗСТВЂ  ЛИТОВСКОМ И ЖМОЙСТКОМ , ОТКОЛЬ ВЗМОГЛИСЯ И ПОШЛИ




Указалисмы тут уже достатечне и доводне, в котрых краинах свЂта сынове Ноевы и потомкове его осЂли,
 вывелисмо теж певную енелогию народов розмаитых,
початки и розмноженя их, тут уже o литовском славном и жомойтским народЂ,
 откол бы певныя и достатечныя  початки и розмноженя их было ,
за помочю божею речь нашу почнем.
 ЛЂтописцы литовские нЂкоторые .
 так провадят речь o пристю Палемоновом зе Влох до Жомонди и до Литвы.
Сталося втЂлене сына божия през духа святаго c пречистой девы Марии от початку свЂта 5508 лЂта.


A оного часу было панство Римское под цесаром  Августом , котрий Римом и всЂм свЂтом пановал, яко написано есть, иж за часу Августа цесара сын божий втЂлился, a за часу Кира , второго  цесара  по АвгустЂ, распят бысть для спасения  нашего, и воскрес, и вознесеся на небо, отколь мает приити судити живых и мертвых.

А по смерти Кировой был Гайя  цесаром, а по Гайи  Клавдий , a по Клавдию сын его Нерон; так был окрутный , же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити  и килкокрот казал мЂсто Рим запалити не для чого  иншого, тылко, абы ся на огонь смотрЂл и тЂшил.


Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь  и здоровя своего безпечен.

И так многие, покидавши маетности свои, утЂкали до инших панств, шукаючи покою.
B той час одно княжа римское, Палямон,  Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и поддаными , зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот  от  шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы И  посЂлитися  и мешкати в покою.



A межи тою шляхтою были четыри домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце  Спримнус, Корсинус и Улиянус , и Гектор з гербу Рожей.


И так оный немалый час по мору  ходячи, пришли в Межиземское море  и дошли  реки Кисага, a тою рекою  в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое) , a морем Окияном  вышли до устя реки в Корлянского моря , где Немен рЂка  в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела , замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское  або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское  впадает дванатцетма мЂсци , a кождое  называют  своим прозвизском , межи которыми называют едно усте Гексия . Оны пошли ку горЂ против воды ажь дошли до конца Немна и пришли до рЂки  Дубасы , a идучи рекою Дубасою, нашли над нею горы высокие и  дубровы пенкныи, розмаитыми обфитостями  наполненыи  и звЂру розмаитого Х рожаю: туров, зубров, лосей , еленей, сарн, рисев, куниц, лисов, бЂлок, горностаев и иншого рожаю звЂру , также в рибах великую обфитость и дивных рыб  з моря. И посадилися над тыми реками, Немном и Дубасою, и почали ся розмножать, a тое мЂстце межи тыми рЂками  велми им подобалося, и назвали тую землю Жъмонт , от розмноженя.

Tags: Радзивилл, диалектизмы, родословная, тамга
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments