mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Category:

Торжественная увертюра "1812" Чайковского

В конце мая 1880 году Чайковскому его издатель П.И.Юргенсон сообщает, что Н.Г.Рубинштейн назначен главой музыкального отдела Всероссийской выставки 1881 года.

Издатель также сообщил и о пожелании Рубинштейна, чтобы Чайковский сочинил торжественную увертюру к открытию выставки или же по случаю 25-летия коронации Александра II.

Заказ Рубинштейна предполагал и 3-й вариант - кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве.

В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет:
"Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным),
ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение.

"Первым побуждением композитора было отказаться.
«Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств, — читаем в одном из его писем к Н. фон Мекк, много лет финансировавшей композитора, давая ему тем самым возможность спокойного творчества. — Подумайте, милый друг! Что, например, можно написать по случаю открытия выставки, кроме банальностей и шумных общих мест?

Однако ж отказать в просьбе не имею духа, и придется волей-неволей приняться за несимпатичную задачу».

Получив письмо лично от Рубинштейна,
Чайковский все же дал ему обещание написать торжественную увертюру. "...Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню", - писал он брату Анатолию.

В основу содержания заказанного произведения Чайковский решил положить события 1812 года, 70-летие которых приходилось на год выставки. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорил великую страну, подвиг народа, торжество его победы — это привлекло Чайковского значительно больше, чем три предложенных темы.

Однако композитор сильно сомневался в художественных достоинствах написанного.

В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: "Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время,., что я с большой быстротой написал две вещи, а именно:

1) большую торжественную увертюру для выставки по просьбе Ник. Григ., и
2) серенаду для струнного оркестра в 4-х частях.

То и другое я теперь понемножку оркеструю.
Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет"..

Завершена увертюра 7 ноября 1880. На титульном листе партитуры Чайковский написал: "1812.
Торжественная увертюра для большого оркестра.
Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский".

Помог и предшествовавший опыт сочинения торжественных произведений - "Торжественной увертюры на Датский гимн" (1866),
"Славянского марша" (1876) и др.
 В этом сочинении Чайковский проявил себя как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны.




Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой" , в котором нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.
Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое в России проходило на церковных службах. Затем, сразу же, звучит молитва (тропарь «Спаси Господи люди твоя») о победе русского оружия в войне.
Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная трубами и валторнами.
Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года.
Главная тема увертюры, начинающая её, отличается подчеркнутой патетикой. Использован мотив "Марсельезы" как обобщающий образ французских войск.
Образ русского народа - мелодии русских народных песен (мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы "Воевода", русская народная песня "У ворот, ворот батюшкиных"
Разработка очень коротка. Главный перелом наступает в коде, где идет противопоставление "Марсельезы" и темы "У ворот...". Мощное проведение темы "Марсельезы" на фоне вихревых пассажей струнных и деревянных духовых с валторнами, тремоло литавр, треугольника и военного барабана, удары большого барабана и специального барабана, имитирующего пушечные залпы, характеризует временное торжество французов. Мощное и величественное Largo с преображенной темой православной молитвы "Спаси, Господи, люди твоя" (здесь предусмотрено подключение большого количества духовых инструментов)
Ликующее завершение увертюры в максимальном фортиссимо воспроизводит фанфарную тему вступления в сопровождении колоколов. На фоне праздничных фанфар возникает затем мелодия государственного гимна России "Боже, царя храни".
http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post233967886/
Tags: 1812, Чайковский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments