До трех тысяч икон местных, средних и штилистовых стояли в
большом и в двух малых придельных иконостасах, а также на полках по
всем стенам часовни. В середине большого пятиярусного иконостаса,
поставленного у задней стены на возвышенной солее, находились древние
царские двери замечательной резьбы; по сторонам их стояли местные иконы в
серебряных ризах с подвешенными пеленами, парчовыми или бархатными,
расшитыми золотом, украшенными жемчугом и серебряными дробницами.
Перед ними ставлены были огромные серебряные подсвечники с пудовыми свечами.
Перед ними ставлены были огромные серебряные подсвечники с пудовыми свечами.
Древний деисус с ликами апостолов, пророков и праотцев возвышался на
вызолоченном тябле старинной искусной резьбы. С потолка спускалось
несколько паникадил с прорезными золочеными яблоками, с серебряными
перьями, с репьями и витыми усами. Малые образа древней иконописи,
расставленные по полкам, были украшены ризами обронного, сканного и
басменного дела с жемчужными цатами и ряснами
(Дробница - металлическая бляха с священными изображениями, служила в старину украшением
(Дробница - металлическая бляха с священными изображениями, служила в старину украшением
богослужебных облачений, пелен, образных, окладов, архиерейских шапок и пр.
Обронным делом называлось в старину такое металлическое производство
какой-либо утвари, когда посредством глубокой резьбы получались выпуклые
рельефные изображения.
Сканное, или филиграновое, дело объясняется самым
Сканное, или филиграновое, дело объясняется самым
названием от слова "скать", то есть сучить; "сканье" - сученье, "сканный" -
сученый. В сканном деле обыкновенно свивали или скручивали вместе две
металлические проволоки, из чего потом составляли разные узоры в сетку.
Сканным делом называлась вообще всякая сквозная сетчатая работа. Сканное
дело - самая изящная работа изо всех старинных русских металлических работ.
Басменным делом называлась выбивка фигур и узоров на тонких плющенных
металлических листах,
Цата - полукруглая или сердцеобразная металлическая
Цата - полукруглая или сердцеобразная металлическая
подвеска у икон под ликом, прикрепленная к краям венца.
Рясно- ожерелье или подвески, поднизи.).
Рясно- ожерелье или подвески, поднизи.).
Тут были иконы новгородского пошиба, иконы строгановских писем первого
и второго, иконы фряжской работы царских кормовых зографов Симона Ушакова,
Николы Павловца и других. Все это когда-то хранилось в старых церквах и
монастырях или составляло заветную родовую святыню знатных людей
допетровского времени. Доброхотные датели и невежественные настоятели,
ревнуя не по разуму о благолепии дома божия, заменяли в своих церквах
драгоценную старину живописными иконами и утварью в так называемом новом
вкусе. Напудренные внуки бородатых бояр сбывали лежавшее в их кладовых
дедовское благословение как ненужный хлам и на вырученные деньги накупали
севрского фарфора, парижских гобеленов, редкостных табакерок и породистых
рысаков или растранжиривали их с заморскими любовницами. Старообрядцы, не
жалея денег, спасали от истребления не оцененные сокровища родной старины,
собирая их в свои дома и часовни. Немало таких сокровищ хранилось в обители
матери Манефы. Были тут и комнатные иконы старых царей, и наследственные
святыни знатных допетровских родов, и драгоценные рукописи, и всякого рода
древняя церковная и домашняя утварь.