mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Вопрос из детства об оперном репертуаре

Во времена моего детства мы регулярно посещали наш Минский театр Оперы и балета.
Балет у нас был классный, а вот опера была не ахти в смысле голосов, потому что "все голоса забирали Москва и Лениград".
Не знаю, насколько правда - я их следов потом не отыскал ни там, ни там.

Но все равно я оперу любил за праздничное настроение, за музыку, за оркестр- он был прекрасный.
Довольно быстро мы исчерпали репертуар, и просто ходили на те же балеты и оперы,но "на певца".
И, как изучавший музыкальную литературу, я спрашивал отца- Почему у нас такой скудный репертуар постановок.
На этот вопрос он, разумеется, не мог ответить.
Не мог ответить. и на то, почему нет комплектов пластинок с полными операми русских классиков.
Только однажды из командировки в Москву он привез коробку  винилов  - комплект полной оперы "Пиковая Дама".
А мне ужасно хотелось послушать оперу "Галька" Монюшки, но послушать ее можно было только в Польше и, кажется, в мятежном Вильнюсе.

Последняя русская постановка 1949 (Большой театр) записана на пластинку.
Может, она и была где-то в фонотеке спецхрана, но недоступна простым советским школьникам.

Короче, это была мечта из раздела "неисполнимые".
Говорили, что были у нас в Минске как-то гастроли Варшавской оперы, и они привозили Гальку.
Но в кассы эти билеты на единственное представление никогда не поступали, а поступали только в райкомы и обкомы,
которым было совершенно насрать на все оперы всего мира вместе взятые, за исключением буфета театра оперы и балета.

Станислав Монюшко родился в 1819 году недалеко от Минска.
Отец был поляк, мать — армянского происхождения.
Ее прадед был приглашен когда-то создавать знаменитые слуцкие пояса.
Молодым человеком Монюшко переехал в Вильно, где начал работать органистом в Костеле Двух Иоаннов.
Проработал он там около 20 лет.
Там он счастливо женился. Годового жалованья в сто рублей, видимо, хватало, чтобы прокормить десять родившихся детей.
Но приходилось и подрабатывать.
Он дает частные уроки музыки, в том числе будущему русскому генералу, инженеру и композитору Цезарю Кюи,
который был родом тоже из Вильно.
И отец Монюшко, и отец Кюи — из тех офицеров разгромленной наполеоновской армии,
которые не ушли с отступающим войсками во Францию, а остались жить в Российской империи,
предпочли российское подданство.
Это была не единственная связь Монюшко с русскими композиторами.
В Петербурге он познакомился с Глинкой, Даргомыжским, Серовым, Балакиревым,
Мусоргским, со всеми близко подружился.
Некоторые свои произведения Монюшко посвятил своим петербургским коллегам.

В общем, системно гнобить музыку Монюшко у гебни было мало причин,
если бы не полонофобия и застарелый комплекс неполноценности от потери Варшавы в 1921 году.
Где Кура, а где базар? - Тем не менее, родовые травмы, они такие.
В детстве мне, разумеется, никто и не собирался об этом рассказывать системно.

Слушаю теперь какие хочу оперы, и в каких угодно составах.


Но колхозное жлобство среди оперных чинуш на родинке - всё то же, что и во времена детства.
Надеюсь, мы скоро выдавим этот хамский  чирей со всеми его чирьятами, и не только в Беларуси, но и в России.






Монюшко - ПРЯХА


Монюшко- МЫСЛИ ЗУЗАННЫ


Пёрселл.... это топ!





Интервью чудесного белорусского голоса - Маргариты Левчук.

Tags: Беларусь, музыка, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments