mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Category:

Белоруссия:громим мифы о силе государственной правохоронительной системы

Миф 3. У РЕЖИМА ВСЕГДА НАЙДЕТСЯ ДОСТАТОЧНО ДЕНЕГ, ЧТОБЫ СОДЕРЖАТЬ РЕПРЕССИВНЫЙ АППАРАТ И ПОДАВИТЬ ЛЮБОЙ ПРОТЕСТ
Иными словами: НА КАКОЕ БЫ ДНИЩЕ НЕ УПАЛА ЛУКАШЕНКОВСКАЯ ЭКОНОМИКА, ДЕНЕГ НА СЫТУЮ «ЖИРНУЮ» ЖИЗНЬ СИЛОВИКОВ ХВАТИТ ВСЕГДА.
* * *
Этот вложенный в наше массовое сознание стереотип очень сильно деморализует наших граждан, а раздуваемый государственной пропагандой тезис: «что бы вы ни делали, всё останется по-прежнему, а стоит только возмутиться – сразу же получите по голове», заводит людей в отчаяние, в положение опущенных рук и отбивает всякую надежду на лучшее будущее.
Но так ли верен этот тезис на самом деле?
Реально ли режим располагает достаточными средствами, чтобы содержать огромную армию силовиков, и действительно способен сдержать и задушить народное недовольство?
И здесь я утверждаю: ВРЯД ЛИ ЭТО ВЕРНО. Это – скорее очередной миф, намеренно надутый госпропагандой.
* * *
Насколько я прав, давайте разбираться.
Оговорюсь сразу: я не буду пытаться выстроить какой-то научный трактат, сыпать цифрами и дефинициями. Я попытаюсь изложить все максимально простым человеческим языком, чтобы стало понятно широкому кругу людей и, прежде всего, моей специфической аудитории – действующим сотрудникам силовых структур, охраняющим и оберегающим режим, отдельные из которых ныне пытаются явно и открыто противопоставить себя большинству беларусского народа.
(В слове «режим» не усматривайте ничего крамольного. Это определение действующей власти дано министром иностранных дел В. Макеем. Я же вижу его максимально соответствующим ситуации, сложившейся в стране в настоящее время).
* * *
Итак, начнем с простого.
Откуда берутся деньги на содержание силовых структур?
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ. Деньги зарабатываются экономикой. Заработанные деньги отчисляются и аккумулируются в виде налогов в государственный консолидированный бюджет, откуда и финансируются силовые структуры.
Это – традиционный источник. Он же - самый оптимальный и надежный.
ИСТОЧНИК ВТОРОЙ. Деньги заимствуются из внутренних «карманов» страны и извне её. Внутренние «карманы» - это покупка гражданами и организациями выпущенных государством облигаций, кредиты банков, расположенных на территории страны, под финансирование госпрограмм (для этого и существует, кстати, пресловутый «Банк Развития Республики Беларусь»).
Извне – это кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций (МВФ, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и.т.д.) и «банков китая».
Это – источник «так себе». Длительное его использование, а тем более злоупотребление им, ведет к накоплению государственного долга и потере государственного суверенитета под тяжестью этого долга, что мы сейчас и наблюдаем.
ИСТОЧНИК ТРЕТИЙ. Это – эмиссия. Или по-простому: «печатный станок».
Здесь ничего объяснять не надо.
Этот источник – абсолютное зло, ведущее к обрушению экономики и катастрофе государства. Последствия его использования мы наблюдали в 2011 году.
* * *
Итак, по-порядку:
ИСТОЧНИК ПЕРВЫЙ: ЭКОНОМИКА
То, что в экономике Беларуси стали происходить дела неважные, и это стало не только очень заметно, но и невозможно повлиять на наметившиеся устойчивые тенденции экономического обрушения, в правительстве Румаса увидели еще в апреле 2019 года. При этом цены на нефть ещё были относительно высокие, объемы ее поставок в страну - стабильные, а режим позволял себе получать от продажи продуктов нефтепереработки и экспорта сырой речицкой нефти более 12 млрд долларов. Несмотря на это, устойчивые индикаторы необратимого «загибания» проявили себя в полной мере, и результат не заставил себя ждать: бюджет на следующий 2020 год ВПЕРВЫЕ ЗА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ БЫЛ ПРИНЯТ С ДЕФИЦИТОМ: предполагаемые расходы бюджета превысили планируемые доходы на 4%. Хотя еще год назад, в 2018 году, ситуация была ровно наоборот: бюджет был профицитным, доходы превышали расходы более чем на 7%.
И всё это в ситуации, когда никто даже в кошмарном сне не мог представить того, что случится с ценами на нефть 9 марта 2020 года, что прилетит СOVID-19 и спрос на беларусские нефтепродукты за рубежом сразу же «схлопнется» практически наполовину. Никто даже не мог себе представить, что Россию в итоге никак не удастся «уломать» по цене на газ, и эта цена в 2020 году окажется для Беларуси на 15-20% выше, чем для Польши и Германии. В тот момент никто не мог даже себе вообразить, что все рамочные договоренности с российским правительством по экономической поддержке Беларуси окажутся проваленными, страна не получит гарантированные ей 8-10 миллиардов долларов скрытых российских субсидий, и что российский налоговый маневр продолжит свою реализацию, и это приведет к падению экономической эффективности переработки российской нефти на 85% с недополучением страной 12 млрд долларов в течение следующих пяти лет.
Но это ещё не весь ужас…
Оторопь берёт от того, что мы получили в народном хозяйстве за первое полугодие 2020 года!
И здесь, для наглядности, необходимо всё-же привести некоторые цифры:
1. Объем денежных поступлений на формирование доходной части бюджета по налогу на прибыль по сравнению с прошлым годом сократился на 60%.
(Поясню: налог на прибыль - это один из системообразующих налогов, являющихся индикатором деловой активности и экономической эффективности. Если ситуация по этому налогу патовая, то аналогичная будет и по другим налогам, в том числе косвенным).
2. Девять предприятий концерна «Белнефтехим» заявили о своей неплатежеспособности. Совокупные долги предприятий концерна перед банками достигли 2 млрд долларов, 67% из которых – долги по «коротким и дорогим» деньгам. Если в прошлом году на обслуживание кредитов направлялось 46% выручки, то сейчас доля долговых выплат возросла до 60% всего объема финансовых поступлений от деятельности.
3. В промышленности за январь – апрель 2020 получен чистый убыток в 191 млн. рублей.
(Для сравнения: за аналогичный период 2019 была чистая прибыль 2,68 млрд рублей).
Ещё 5,74 млрд рублей – это складские запасы (81,4% среднемесячного объёма производства), которые на данный момент невозможно распродать.
4. Сумма чистого убытка убыточных организаций выросла в январе - апреле 2020г. по сравнению с аналогичным периодом 2019г. в 9,1 раз -- до 2,26 млрд рублей, а сумма чистого убытка на одну организацию – в 6,7 раз, до 5,32 млн рублей Таких убыточных организаций промышленности уже 26,7%, а было 19,8%.
5. По данным Белстата на 01.05.2020 просроченную кредиторскую задолженность имели 71,3% промышленных предприятий, просроченную дебиторку – 87,6%.
Дальше – финансовый паралич.
6. В строительстве сумма чистого убытка выросла в 8,8 раз, транспорте – в 11,7 раз, гостиничном бизнесе – в 17,3 раза, даже в чрезмерно опекаемом и дотированном сельском хозяйстве – в 2,2 раза. Падение экспорта приближается к 20%.
7. Еще имеем почти 45 миллиардов рублей государственного долга. По 4600 рублей на каждого беларуса, включая младенцев.
8. С начала года реальный (т.е. производственный) сектор экономики Беларуси все глубже уходят в убытки и долги. По данным Белстата, на 1 мая 2020 года предприятия показали чистый убыток в объеме 458,7 млн рублей. В прошлом году за такой же период организации показали прибыль в 4,512 млрд.
9. О своей убыточной деятельности заявили 1510 организаций (1204 — в прошлом периоде), или 22,2% общего количества организаций. Таким образом, примерно каждое четвертое предприятие в Беларуси убыточно.
10. Общая задолженность по кредитам у предприятий — 89,0661 млрд рублей, из них просроченная — 2,9029 млрд. Убытки в совокупности составили 5,220 млрд, увеличившись в сравнении с прошлым периодом в 7,7 раза. Эти цифры могут быть еще выше с учетом нюансов отчетности предприятий.
* * *
Я вот думаю: а если все эти цифры передать Ермошиной и ее помогатым (к примеру во Фрунзенском районе г.Минска) ?!
Признают ли они и эти цифры недействительными?
* * *
Меня спросят, а какое отношение эти цифры имеют к силовым структурам, и как они влияют на их благополучие?
Переводя на простой человеческий язык: как картина надвигающейся экономической катастрофы повлияет на финансирование силовых структур?
А вот здесь есть любопытная особенность, граничащая с научным открытием!
Сначала предлагаю обратить внимание на следующие факты и цифры:
Как известно, республиканский бюджет в 2019 и 2020 годах разрабатывался и принимался «под выборы» (в 2019 – под «парламентские» и Евроигры, в 2020 – под «президентские»).
Что это значит – думаю, никому объяснять не нужно.
Так вот, в сравнении с 2018 годом размер бюджетного финансирования органов внутренних дел, прокуратуры, КГБ в 2019 году увеличился, соответственно, на 8, 29, 16 процентов, а в 2020 году – на 16, 40, 17 процентов!
Много это или мало – конечно же много.
Но даже и это – не главное.
Дьявол кроется в деталях и мелочах, не воспринимаемых простым обывательским глазом. Главное не в том, сколько, а в том – достаточно ли это, либо нет.
Для того, чтобы это понять, немного окунёмся в специфику бюджетного финансирования. Существуют такие категории, как норматив бюджетной обеспеченности и минимальная норма бюджетного финансирования в зависимости от этого норматива. Эти нормативы определяются и рассчитывается министерством финансов.
Как это работает на практике?
А так: при формировании государственного бюджета на будущий год планово-финансовые департаменты соответствующих силовых ведомств представляют министерству финансов свои «хотелки», т.е. сметы будущих расходов на свое содержание и функционирование (отмечаю, что в большинстве своем эти запросы довольно оправданные и обоснованные, и отражают реальную потребность в денежных средствах). Но Минфин, в свою очередь, абстрагируется от этих аппетитов, и определяет, сколько кому может дать денег, исходя из своих собственных представлений и сформированных на их основе нормативов. Кроме того, значительная часть государственного финансирования направляется через местные бюджеты.
Таким образом, много лет подряд силовые ведомства получали меньше, чем хотели, оставаясь недофинансированными.
И только в 2019 и 2020 годах, под выборы, они впервые за долгое время получили столько денег, сколько просили!
(На данное время и это количество средств на поверку оказывается недостаточным: падающий рубль сжирает выделенную прибавку в исчислении ее покупательной способности).
Но 2019 и 2020 годы -- это верх и предел возможностей финансирования!
Больше такого не будет, и в следующие годы его объемы будут неуклонно падать, опускаясь все ниже.
Следовательно, силовики будет получать все меньше средств для удовлетворения своих потребностей и покрытия затрат. Вангую, что уровень финансирования может вообще опуститься ниже минимально возможных значений. А за этим последует системное и структурное разложение силового блока.
Короче! Деньги в стране закончились! Причем, для всех!
Можно ли их откуда-то взять, чтобы как-то компенсировать потери и удовлетворить запросы – рассмотрим ниже (Спойлер: взять неоткуда!)
(… Ах, да: денежное довольствие сотрудникам МВД последний раз повышало в 2017 году!).
* * *
ИСТОЧНИК ВТОРОЙ: ДЕНЬГИ ВНУТРИ. ДЕНЬГИ ИЗВНЕ.
Здесь всё кратко и тезисно.
1. Денег внутри взять неоткуда: банки испытывают кризис ликвидности и сами вынуждены выпускать облигации, чтобы компенсировать недостаток оборотного капитала. Показатель доходности кредитных операций с 2016 года упал в разы. В то же время цифры роста необслуживаемых активов (в просторечье – проблемных долгов) возросли почти в два раза.
Полбеды, если бы это были долги физических лиц. Хоррибл в том, что это -- долги корпоративных клиентов, под которых банк вынужден формировать резервы, т.е. «замораживать» на счетах Нацбанка суммы, составляющие 20% кредитного портфеля проблемных должников, ушедших в глубокую просрочку. А ещё если учесть жесткую регуляторную политику Национального банка, зажавшего коммерческим банкам «яйца» и, по факту, опустившего «дельту» между ставками по кредитам и привлекаемым средствам на уровень 3-5%, то банки сами оказались в ситуации грани выживания.
Если после 9 августа в стране ничего не поменяется, я предрекаю обширный системный кризис в банковской системе к зиме текущего года.
2. Про изъятие «излишней» прибыли у «локомотивов экономики» -- забудьте.
Эти «локомотивы», а именно: Беларускалий и нефтепереработка, сами находятся в тупике на ржавых рельсах, пребывая в предынфарктном состоянии.
Иных локомотивов у режима нет.
Следует развеять иллюзии и забыть про возможности ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ ИЗВНЕ.
Здесь всё ещё проще:
3. Россия денег не даст. Точка!
4. Китай если и даст деньги, то только «связанными» кредитами, на выгодных для себя условиях и под дурные проценты.
5. ЖИВЫХ ДЕНЕГ БОЛЬШЕ НЕ ДАСТ НИКТО!
6. Если выборы пройдут по сценарию режима – ни одного цента в страну не прилетит, высшим госчиновникам объявят персональные санкции пожестче, чем в 2011 году, а суверенный кредитный рейтинг страны будет понижен. Предположим, если к концу года правительство риснкет заявить об угрозе дефолта (что вполне реально, учитывая, что к сентябрю нужно где-то найти 3,2 млрд долларов на обслуживание долгов) – этот рейтинг гарантированно будет опущен до «мусорного» со всеми вытекающими отсюда гнилыми последствиями.
7. После запуска "Белорусской АЭС" на страну дополнительно обрушивается долг в 10 млрд долларов.
А куда девать электроэнергию с неё, а также что делать с избыточными генерирующими мощностями Березовской и Лукомльской ГРЭС (упразднять города Белоозёрск и Новолукомль вместе с жителями ?!) – до сих пор никто не знает!
8. После кейса с «Белгазпромбанком» частных инвесторов охватил ужас и ступор, от которого они оправятся ещё не скоро. После этого частные инвестиции в будь-какие проекты уже рассматриваются из разряда научной фантастики. Конечно, «инвесторы» возможны: какие-нибудь авантюристы, мошенники и «акулы венчурного бизнеса», ориентированные на то, чтобы по-бандитски срубить здесь бабки и увильнуть вместе с ними, отравив наших людей, загадив беларусскую природу и изуродовав наши города своими «маяками», «мирами» и прочими партачками.
* * *
ИСТОЧНИК ТРЕТИЙ: «ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК»
Здесь вообще в подробности вдаваться на хочу, ибо всё запредельно печально просто.
Если выборы пройдут исключительно по уже известному сценарию, после чего этот чудо-станок будет неизбежно включен (всё к этому идёт!), то авантюра эмиссионного кредитования под авторством ткачевых-прокоповичей, последствия которой беларусский народ словил и скушал в 2011 году, ПОКАЖЕТСЯ НЕВИННОЙ ДЕТСКОЙ ШАЛОСТЬЮ.
По этому вопросу - всё...
* * *
А теперь элементарные ВЫВОДЫ:
1. Если после 9 августа ничего в стране не поменяется – я не знаю и ума не приложу, откуда могут взяться в стране деньги, чтобы нормально содержать даже уже имеющееся количество силовых структур, не говоря об их увеличении и укреплении для сдерживания лавинообразно нарастающего протестного потенциала у 97% беларусского народа! С учетом введенных американо-европейских санкций на поставку в Беларусь систем и спецсредств полицейского оснащения, я не знаю, как режим будет обеспечивать свои силовые подразделения спецсредствами и спецснаряжением для купирования протестных акций!
«Белорусской прадукцыяй импартазамешчэния» здесь вряд ли обойдешься.
2. Я в упор не понимаю маниакального стремления отдельного политического деятеля (фамилию которого мне претит упоминать) усидеть во власти, при том, что он собрался оставить всё, как есть, и ничего не менять?! Трон прогнил! После того, что он наворотил – бежать нужно без оглядки! Оставаться при власти дальше и ничего не менять– сродни самоубийству! Неужели инстинкт самосохранения у режима уже полностью утрачен?
3. … Хотя и бежать после 9 августа тоже будет уже некуда…..

Tags: Лука-всё!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments