mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Category:

Эвакуация мамы из Махачкалы (лето 1942)

начало тут

Столица Дагестана – город Махачкала превратилась в прифронтовой город. В конце августа самолеты люфтваффе (военно-воздушные силы третьего рейха) – «хейнкели» и «юнкерсы» подвергали территорию Дагестана бомбардировке. Так, 29 августа «хейнкель» обстрелял город Хасавюрт, а спустя несколько минут он появился над Махачкалой, где сбросил три осколочные бомбы, в результате которых погибло 6 человек, ранены 21, повреждена городская телефонная сеть. 31 августа на Махачкалу была сброшена фугасная бомба. 6 сентября гитлеровцы вновь сбросили фугас, упавший примерно в 300 метрах от Наркомата Внутренних дел: погиб один красноармеец, несколько человек были ранены. 10 сентября две авиабомбы были сброшены на перегоне станции Темиргое – разъезд Пельтиевск, в 27 километрах севернее Махачкалы. 11 сентября «хейнкель», воспользовавшись трехминутной задержкой с подачей сигнала «воздушная тревога», сбрасывает авиабомбы вблизи расположения военной части в Махачкале: убито четверо и ранено пятеро красноармейцев.

Где -то летом, предположительно в июле, мамин отец (мой дед) получил увольнительную для эвакуации семьи,  посадил всех женщин в машину и повез в Баку.
В Баку,  в порт они приехали вечером, когда было уже темно и отец сам посадил их на нефтеналивной танкер, куда сажали эвакуированных.
На юге темнеет рано, поэтому мама не помнит, было ли это 7 часов вечера или позже.

Но в 11 утра они уже были на другом краю Каспия, в Красноводске( ныне "Туркменбаши")
В настоящее время переправа занимает 13-14 часов, можно приблизительно рассчитать время посадки на танкер.



Когда искал картинки танкеров 1942 г, чтобы показать маме, нашел отличный сайт  о Каспийской флотилии
и рассказы о Красноводске военного переводчика-арабиста советского времени- рекомендую и то и это.
Фотографии нефтеналивных танкеров-транспортеров как раз с этого сайта.
Мама сказала - похоже!- но ни один не признала.




А это город Красноводск, основанный русскими военными в 1869 году
Так он выглядит с моря сейчас




А примерно так выглядел в 1942 году.
С 1917 года до 1942 года не слишком много изменилось во внешнем облике Красноводска.






С октября 1941 г. порт Красноводск начал принимать оборудование эвакуированных заводов и фабрик.
Через порт на Восток в 1941 г. и в 1942 г. прошло оборудование таких крупных заводов, как Краматорский завод тяжелого машиностроения, Харьковский тракторный, Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения, украинских радиаторного, цинкового заводов и десятки других.
Одновременно порт выполнял огромный объем работ по эвакуации в глубь страны гражданского населения В конце 1941 г. пассажироперевозки эвакуированного населения из прифронтовых районов составляли 10–15 тыс. человек в сутки.
Значение Красноводского порта возросло особенно с лета 1942 г.
Немецкая армия начала крупное наступление на южном участке советско-германского фронта, прорвалась на Северный Кавказ, вышла к берегам Волги, удалось временно оккупировать Ростов и часть Северного Кавказа.
Нависла опасность изоляции Кавказского фронта от основных сил Красной Армии и источников снабжения боеприпасами и вооружением.
В этот момент Красноводский порт совместно с Ашхабадской железной дорогой фактически превратился в главную и единственную транспортную артерию страны, через которую Советская Армия, защищавшая Кавказ, бесперебойно снабжалась всем необходимым.
Он стал передним краем обороны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1942 г. в Красноводске и области было объявлено военное положение.


По прибытии в порт, эвакуированные, как рассказывает мама, не пошли в город, а остались всем скопом в порту, ожидать посадки на поезд.
Сколько дней они ожидали поезда, она не помнит.
Но достаточно долго, если там возникали способы и методы.
Стояла дикая жара и не было воды.
Матери давали детям жестяные бидончики, и дети бежали за водой к цестерне на путях, которую охраняли краснооармейцы.
Они никому не давали воду, кроме детей.

Это здание ЖД вокзала сохранилось в Красноводске до сих пор.





Дальше была долгая дорога по Ашхабадской железной дороги до Ташкентской ЖД (все карты тут...)

АШХАБАДСКАЯ ЖД  1 375 км



ТАШКЕНТСКАЯ ЖД   2 419,6 км



И от Ташкентской до Туркестано-Сибирской и конечного пути - Семипалатинска...

ТУРКСИБ   1 145 км


В общей сложности путешествие на поезде выглядело так

4 939,6 км


За какое время они преодолели это расстояние, мама, каконечно же, не помнит.
Но вот есть документы про 1942 г с требуемой скоростью передвижения эвакуированных 600 км в день- то получится
условных 8-9 дней пути. Но в реальности, наверное, дольше.
Мама говорит, что бегала всю дорогу на остановках с чайником за кипятком.
Горячую воду наливали в бутылку с соской и давали ее маленькой сестре.
Она гладила бутылку и говорила "Какава, какава!"

Эвакуация шла с большими трудностями. 25  ноября 1941 г. секретарь ЦК КП(б) Казахстана Н. Скворцов получил директиву за подписью секретаря ЦК ВКП(б) А. Андреева:


«В ЦК ВКП(б) поступают факты о неправильном отношении к эвакуированным из прифронтовых районов рабочим, служащим и колхозникам как в пути следования, так и по прибытии к месту назначения со стороны местных органов и железнодорожной администрации.
Многие людские эшелоны следуют от места погрузки до места назначения несколько недель,
простаивая на станциях по несколько дней.
Снабжение топливом вагонов с эвакуированными, питание и обеспечение кипятком,
так же как и санитарное обслуживание, организованы плохо.
Имеют место так же факты, когда прибывающие на место назначения эвакуируемые
не только не получают помощи в размещении и устройстве на предприятиях,
в колхозах и совхозах, но часто встречают и явно недоброжелательное отношение со стороны местных органов».


Директива обязывала партийные органы «взять под контроль работу железных дорог и помочь железнодорожникам по продвижению эшелонов с эвакуируемыми рабочими, служащими и членами их семей, систематически проверяя выполнение постановления ГКО о выделении на станциях из других поездов людских эшелонов и даче им преимущества в продвижении перед другими поездами, кроме воинских, с обеспечением суточной скорости не менее 500–600 км». Было также предписано «проверять состояние каждого находящегося на станции эшелона с эвакуированным населением в смысле обеспечения питания, санитарного обслуживания и оказания медицинской помощи, снабжения кипятком, обеспечения вагонов топливом». Особое внимание обращалось на разгрузку железнодорожных станций «от скопившихся эвакуируемых, отставших от эшелонов или следуемых в неорганизованном порядке» и направление их «с очередными или специально организованными поездами по месту назначения»
Поскольку в Семипалатинске было сложно с размещением новых эвакуированных, -с середины июля в республику пошел второй эвакуационный поток: прибывали «главным образом из Воронежской, Сталинградской, Ворошиловградской, Ростовской областей и с Северного Кавказа-
маминой семье выдали предписание следовать дальше.
И они в Семипалатинске сели на пароход, шедший вверх по Иртышу.
Сначала они  дошли до Усть-Каменогорска, но там не получилось, и их отправили на пароходе по Иртышу выше.
Мама до сих пор помнит, какая была красота вокруг, когда они плыли по реке, хотя параход периодически садился на мель.

От Семипалатинска до Усть-Каменогорска приблизительно 201 км
От Усть-Каменогорска до озера Зайсан
приблизительно 300 км





Большинство эвакуированных было расселено в аулах и селах 64,6% по состоянию на 1 июля 1943 г.
Женщины наши поднялись до озера Зайсан, прошли  его.
Хотел найти фото пароходов на Иртыше, но не нашел.
Вот фото парохода севернее.



А это фото зайсанских рыбных промыслов.
Не думаю, чтобы они по-другому выглядели в 1942 году. Взято тут






Озеро Зайсан  109 км


туркестано-сибирская жд СССР2 повернутая.jpg

От Озера Зайсан до поселка Зайсан 32 км
От поселка Зайсан до деревни Киндерлик 25 км


И приземлились в колхозе "Красный Пограничник", деревне  Киндерлык.
Одну комнату им выделили в конторе колхоза.
Мама помнит, что их, эвакуированных, добралось до этого колхоза две семьи.
Где поселили вторую семью - мама не помнит.
Еще в этом доме жил ссыльный, который был болен и ему колхоз выдавал молоко.
Часть молока он отдавал детям- маме и ее маленькой сестре.

Там в селе она пошла в школу.
Тетрадок в школе не было и поэтому пограничная застава, которая была рядом, выдавала детям
брошюры Ленина-Сталина на мелованной бумаге, и школьники писали между строчек.
Мама говорит, что на газетной бумаге было куда хуже писать- чернила расплывались.
Моя бабушка каждый месяц ходила за деньгами в комендатуру за 25 км в село Зайсан,
потом прабабушка в деревнях рядом покупала муку и пекла дома хлеб.
Еще мама помнить, что зимой пограничники приволакивали целые срубленные деревья облепихи на дрова,
и детвора обирала с них замерзшие ягоды облепихи.
Там они прожили до лета 1944 года, когда отец прислал им пропуск в Тбилиси, куда его перевели по службе.

Tags: 1942, 1943, Каспийское море, война, танкеры, что читать, эвакуация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments