mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Пояс. Ритуал. Оберег. Оккульт. ( 2)

начало

Пояс является одним из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов.
Это обязательная принадлежность русской народной одежды.
Разделяя верхнюю и нижнюю части тела человека, связывая верхнюю и нижнюю части одежды, пояс тем самым одновременно отделяет и связывает высшее и низшее начала в человеке.
Кроме этого, пояс принимает значительную часть веса одежды на себя, освобождая плечи от дополнительной нагрузки.
Он всегда и во всех славяно-арийских народах воспринимается как знак благополучия и порядочности. Например, раньше женщинам сомнительного поведения (гетерам, танцовщицам) запрещалось носить пояса.
Древнему римлянину разрешалось распоясаться только в особых случаях:
при погребении кого-либо или в дни религиозных праздников.


Ниже пример безпощадного паразитирования на древнейших магических предметах.
Можно пропустить, вы все его видели недавно в сетях, по радио и ТВ.

На картинке конкретное жульничество и паразитирование коммерческой организации Московский Патриархат РПЦ на народных верованиях о МАГИЧЕСКОМ ПОЯСЕ и древнем культе Великой Матери, не имеющей ничего общего с Христом и христианством.

Конечно, Христа( если человек с таким именем существовал) родила мать, как и всех нас.
Возможно, у нее был пояс, как и у всех женщин того времени и последующих времен.
Но явно не такой, как в коробке, с приставленными к ней дуболомами Урфина Джюса.

Вообще, все действо "привоза в Россию пояса Богородицы", ничем иным, как беснованием,
назвать нельзя. Беснованием на почве извлечения прибылей.

СУВЕНИРЫ АФОНА.

Belt_of_the_Theotokos
pojas bogorodicy v moskve


Зачем платить деньги  толстым мужикам в черном( плохим колдунам)
незнамо за что, когда все можно получить без давки, на природе и без платно?

А.А. Лебедева "Значение пояса и полотенца
в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX веков"

Пояс употреблялся в заговорах от болезни.

Больной лихорадкой шел в лес, находил осину, кланялся ей и говорил:
«Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне здоровье».
После чего перевязывал осину своим поясом.


Сходные обрядовые действия с поясом прослеживаются по материалам
в приграничных с белорусами и украинцами русских селениях. ( *если бы они существовали, те "белорусы" и "украинцы" Советский позор разделения единого народа на части.)

Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение,
он продолжал играть большую роль в народных гаданиях,
обрядах, во многих заговорах и как оберег.
Люди верили, что можно повредить человеку,
произведя над его поясом различные колдовские действия.
Были заговоры на поясе и гадания.


Так, в Вологодской губ. Девушки на поясе гадали о своем суженом:
к поясу на ночь привязывали замок, запирали его и ключ клали под голову со словами:
суженый-ряженый, отомкни меня. (* девушки вообще не понимали смысла этого действия)


В Смоленской и Калужской губерниях под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две таких осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что жела­ние их о замужестве сбудется.
Вера в магическое значение пояса имела несомненное место
и при дарении поясов во время сватовства и свадьбы.
Если невеста передала жениху пояс,
то уже не имела права изменить решение и отказать жениху.
Как правило, невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах.
(* полагаю, что это связано с силой красной крови)

poyas-tkanyj-s-oberezhnym-uzorom14134_big


В Тамбовской и Псковской губерниях во второй половине XIX в. сохранялся обычай с поясом:
во время сватовства на полу перед невестой клали красный пояс в виде круга,
и если невеста была согласна на брак, она прыгала с лавки в середину круга.
(* войди в наш круг, стань одной из нас)



Большое значение имеют пояса в обрядовой жизни Русского народа.
На свадьбе супруги дарят пояса друг другу, родственникам и гостям,
поясом повивают новорожденного,
перевязывают первый сноп, кладут покойнику, провожая его в последний путь,
завязывают на берёзах и росстанях при расставании, дарёным поясом признаются в любви и т.д.
Человек может находиться какое-то время и без пояса.
Например: новорожденный, рожающая женщина, тяжело больной или умирающий; пояс обязательно снимают при гаданиях, как бы открывая ворота для связи с миром Нави. Но находиться без пояса человек может только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.
У пояса всегда есть обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах и кресало, ведуны — различные обереги, женщины — ладанку, ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины. Особенно у них славились турьи пояса, посвещённые богу Перуну. Такие пояса делали обычно с металлическими пряжками и наконечниками, сплошь покрывая их чеканными бляшками или вырезанными узорами.


Женщины на Руси никогда не опоясывали своё чрево поясом из кожи убитых животных, поскольку это может энергетически навредить здоровому чадородию.
И в этом их отличие от гречанок Македонии, которые опоясываются кожаными поясками для счастливого разрешения от бремени.(*То есть, не скифы и не греки мы)





До сих пор многие женщины используют мужнин пояс, как оберег: в случае долгой отлучки мужа, при беременности, для благополучного разрешения при родах или используют его как обрядовый

Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делают витыми; изготавливают их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. Дарёные (чужие) пояса на детей в этом возрасте не одевают (исключение — если пояс подарен ведуном, духовным отцом или близким родственником). У детей в возрасте с 3-х до 12 лет, кроме витых, могут быть узкие (1-2 см) опояски. Лучше, если их будут ткать или плести отец, дед, родной дядька или старший брат. Девочке благоприятно носить «женские» пояса, сделанные мамой, но у неё обязательно должен быть «мужской» пояс изготовленный отцом. Связано это с тем, что пояс прикрывает и оберегает хару (один их основных энергетических центров, «золотник»), он помогает ребёнку к 12-ти годам — условному возрасту половозрелости — уравновесить использование своих Ян (мужской) и Инь (женской) энергий. Пояс, созданный руками мужчины, подпитывает жизненной созидающей силой растущего, созревающего ребёнка, защищая и оберегая его.
После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские. Их обычная ширина — 2-2,5 см (полвершка). Кроме покромок, юноши и мужчины носят круглые плетёные пояса; они удобны для занятий по хозяйству и выглядят нарядно. Повседневные тканые и плетёные плоские пояса обычно заканчиваются «махрами» (бахромой), а повседневные витые и круглые плетёные – одной кистью.
Праздничные пояса во всех сословиях, кроме смердов, всегда были браными (т.е. с выбраными рукой узорами) и разноцветными. Праздничные мужские пояса-кушаки весей делают вершковыми (т.е. шириной 4,5 см), у витязей и ведунов шире — полуторавершковыми (т.е. примерно 6,6 см). Широкий кушак это мужской пояс, женщины его обычно не носят. Женские праздничные пояса менее широкие — до 1 вершка (обычно 3-5 см). Праздничные кушаки обязательно имеют в своём узорочье родовые обереговые знаки и украшаются множеством кистей или подвесок («маяльниками»), иногда с дорогими каменьями, серебряными и металличе-скими подвесками. Причем, на мужских и женских поясах делается разное количество кистей. Например, на многих мужских кушаках делают 7, 9 и даже больше кистей, соединяя их в причудливое переплетение. На женском праздничном поясе обычно делают 8 кистей — число покровительниц женской судьбы богинь Доли и Недоли (дочерей богини Макоши) и число космической взаимосвязи всего сущего; или 13 кистей – число самой богини Макоши, покровительницы семейного благополучия. Чаще всего на простых праздничных поясах делаются 3 кисти — знак триединства мира (Явь, Навь, Правь), связь прошлого, настоящего и будущего. Они могут быть и на женских, и на мужских опоясках (шириной 2,5-3 см).


К детским пояскам вместе с кистями можно подвешивать маленькие погремушки или бубенчики-обереги. Кисти браных поясов в старину могли украшать «золотной» нитью. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл. Ныне искусство вязания наузов (узелковое письмо) считается забытым, хотя до XIX века им пользовались лесные народы Урала и Америки в своём быту для подсчёта скота, добычи и торговых сделок. Сейчас можно увидеть рисунки таких узлов в старинных книгах. ( *привет ирландскому дворянину из первой части!)
От повседневных поясов праздничные отличаются многоцветьем, изысканностью ткачества и смысловой сложностью узоров, а также – шириной и длиной. Их длина позволяет оборачивать пояс вокруг тела 2-3 раза (длина мужского праздничного пояса – 1 круг, 285 см).
Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству. Ширина свадебных кушаков – от 1-го до 1,5 вершков (примерно 4,5-7 см). Кисти свадебных кушаков в княжеском сословии могли украшаться колокольцами, самоцветными и серебряными подвесками («варворками»), золотной нитью, заговорёнными узлами-наузами.
Все праздничные пояса, обычно, передаются по наследству. Если судьба предыдущих владельцев была счастливой, их продолжают носить дети и внуки. В других случаях их могут хранить как память и использовать для обрядов поминовения предков.
Обрядовые пояса отличаются особыми узорами и особым выбором цвета. Они всегда браные. Иногда их ткут для проведения только определённых обрядов (на станке или «на ниту»), узор на них может идти по кругу без повторов. Обрядовые кушаки самые широкие. Например, ширина такого пояса у весей 1,5, а у ведунов — 2 вершка, т.е. 6,6-8,8 см. Они, также, и самые длинные: у весей — 1 круг (285 см), у ведунов — 2 круга (569 см), что позволяет мужчине оборачивать пояс вокруг тела до трёх раз. При этом концы пояса опускаются до земли («до дола»), бывая длиннее одежды. Кисти на таких поясах могут и отсутствовать, но тогда обязательно есть витая или заплетённая бахрома, иногда её делают с обереговыми подвесками, особо подобранными для каждого человека и отдельного случая.
На Руси пояс служил и родительским благословением
и передавался по наследству из поколения и поколение.
Во время наших полевых работ в русских солениях Сибири
в некоторых семьях нам показывали тканые пояса,
пережившие не одно поколение и как память сохраняемый в семье.
В музеях Тобольска, Омска, Челябинска и других городом мы фиксировали пояса и опояски, изготовленные почти 200 лет назад и переданные и музеи современными наследниками.
В высших сословиях пояса имели и большую материальную ценность по своему материалу и отделке.
В духовной грамоте Дмитрия Донского имеется перечень разных поясов,
передаваемых им своим сыновьям.
При этом сообщались особенности поясов: например, «с калитою» т. е. кошельком.
На поясе и за поясом носилось оружие. ( *тоже привет от скифов)
В духовной грамоте Дмитрия Донского упоминаются имена мастеров, изготовлявших княжеские пояса.
Производство поясов на Руси исследователи прослеживают с XIII в. (* нуну! Просто ничего не сохранилось, или приписали к кому-то другому)

Помимо поясов местного производства, бытовали привозные восточные (иранские, персидские) пояса – кушаки. ( *те же самые ритуальные полотенца, употребленные вместо пояса.)

330px-Polish_noblemen_scarf_18th_century
330px-Waclaw_Rzewuski_(1705-1779)
Кушаки и местного изготовления, и привозные были шелковые, дорогие.
И XVI— XVII вв. такими кушаками опоясывалась верхняя княжеская одежда.
В XVIII в. и связи с изменением моды западного образца в одежде высших сословий, шелковые кушаки остались исключительно среди купечества и зажиточного крестьянства.
Но на Северо-Западе среди дворянства они продержались до 19 века.
Московская мануфактура, учитывая изменение спроса,
стала выпускать кушаки, рассчитанные на относительно широкого потребителя, и более дешевые.
Пояса на Руси изготовлялись из самых разных материалов.
Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса золотые и серебряные, с дорогими каменьями; кожаные, со всякими украшениями, наподобие скифских(* вернитесь к картинке- т наз "поясу богородицы"! Ухаха!),
и тканые шелковые кушаки с пологой и серебряной питью.
Такие пояса и кушаки не характерны дли бытовании в народной среде,
и далее мы не будем на них останавливаться.
Материал и внешний вид пояса зависели от его назначения, от сословного и имущественного положения владельца.
В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи
– вязаные, тканые, плетеные, реже – шелковые тканые, плетеные фабричного изготовления.
В каждом крестьянском хозяйство изготовляли пояса женские и мужские для повседневного употребления и праздничные.
Древняя техника узорного тканья – «на дощечке» так называемая браная техника, обстоятельно рассмотрена в работах Н. И. Лебедевой и в статье В. И. Смирнова.
В задачу данной статьи освещение народной технологии изготовления поясов не входит.
Отметим лишь, что на дощечках изготовляли пояса рукодельницы Европы и Азии еще в XI—XIII вв.
Традиционно русское – это не значит что-то застывшее неизменное,
а изменяющееся в определенной национальной направленности.
Поиски народности, поиски нацио­нального начала – это этнический принцип.
В XIX в. в русских крестьянских семьях продолжалось изготовление предметов обрядового и утилитарного назначения.
Обрядовые действия зависели от практической деятельности человека,
воспринимались как своеобразное, но очень нужное добавление к ней,
необходимое для благополучной жизни как оберег от всякого зла.
Веря в магическое значение пояса, иные невесты раздаривали во время свадьбы
и в предсвадебные дни до ста поясов,
и потому некоторые девушки с девяти – двенадцати лет начинали ткать пояса.
Женщины носили с горничной одеждой длинный пояс (иногда до 5 м),
несколько раз обертывая его вокруг талии.
Следует отметить, что в XIX—XX вв. прослеживаются локальные варианты способов повязывания поясов. Так, в русских селениях Забайкалья пояс туго охватывал талию и концы его прятались за пояс и в повседневном, и в праздничном ансамбле одежды.
В забайкальском варианте пояс был необходимой деталью одежды, он ее завершал, но не выставлялся напоказ, хотя и орнаментировался при изготовлении традиционными ромбами, крючками.
В других регионах пояс и в мужской и женской одежде был заметным украшением ансамбля костюма. В силу традиции в наше время сохраняются примеры использования древних мотивов сюжетного орнамента, нередко совершенно непонятного его исполнительницам, особенно в старообрядческих селениях, где дольше сохраняли бытование ранние формы славянской культуры, в том числе ранние орнаментальные мотивы на поясах, полотенцах.
Во время наших полевых работ мы многократно фиксировали на поясах ромб с крючками –один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента Х– XX вв. на огромной территории расселения славян.
Ромб встречаем в тканых и вышитых узорах на поясах и полотенцах.
Изображения богини и древа в вышивках часто бывают ромбовидны.
Безусловно ромб не только славянский орнамент, а общечеловеческий,
так как территория его бытования огромна и прослеживается от палеолита до современности.
Ромбу придавалось магическое свойство.
Цепочка ромбов прослеживается на поясах XIX – XX в., изготовленных и широко бытовавших в разных регионах.
Еще в середине XIX в. в некоторых регионах России сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невесты.
Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты
и объясняла значение каждого узора
.
На поясах узор очень сложен, орнамент разных цветов как бы вкладывается один в другой.
Ромбы, круги, криволинейные свастики имели значение амулетов.
Как символ плодородия ромб с крючками был связан, возможно, с магией входа в новое жилище, в хозяйственные постройки.


Позднее прямое магическое значение знака забылось, но традиция еще охраняла знак от искажений как «полезный», «хороший», как нам и объясняли старушки орнаментальные знаки на своих поясах или на поясах, полученных по наследству от матерей, бабушек.
Так же: «так полагалось», «так издавна ткали» – нам объясняли вытканный на концах пояса женский силуэт или геометризованное изображение женской фигуры.
Пояс, видимо, продолжал иметь значение амулета, оберега для рассказывавшей нам старушки, поскольку на другой день она отказалась продолжать беседу, сказав,
что «много нагрешила с нами вчера» (старообрядческая деревня Белоногово Курганской обл., 1972 г.).
В отличие от Забайкалья в русских селениях Притоболья пояс в праздничном ансамбле одежды именно выставлялся на показ и потому концы пояса, свисавшие вниз, обильно украшались кисточками и помпонами «китицами», «кутасами» из разноцветной гарусной шерсти, бисером, стеклярусом, серебряной или золотой нитью.
Сходное украшение поясов прослеживается в ряде губерний Европейской России.
Орнамент постепенно превращался в Украшение. И на смотринах невест, которые и в начале XX в. сохранялись в ряде мест, уже не проводилось смысловое чтение орнаментов на их изделиях.
Столько фантазии и мастерства вкладывала исполнительница в создание поясов не случайно. Поясу в народных обрядах отведено одно из ведущих мест, особенно в свадебном.
В XIX в. повсеместно бытовали пояса и опояски «со словесами» посвящения на дарственных поясах, а на выполненных по заказу - с указанием, кому принадлежит пояс или опояска, а нередко и с именем мастерицы В Тюменском музее хранится опояска из старообрядческой деревни Шатрово, на которой выткана дата изготовления – 1811 год, – имя автора и владельца.
В 1948 г. Наследники подарили опояску в музей.
На Алтае в сельском музее в 1970 г. мы фиксировали пояс, тканый в 1954 г. девицей Зыряновой и подаренный любимому парню; на поясе вдоль центральной полосы вытканы слова:
«Как смотрю па него, мне отрадно, легко, но не видеть его мне очень тяжело».
Нередко неграмотная ткачиха на поясе набирала буквы безо всякого смысла и даже в перевернутом виде; буквы ткались в строку. Как предмет подарка пояс долго сохранял значение, а как оберег сохраняется и по сей день в старообрядческих селениях у пожилых. Видимо, не случайно бахрома на концах поясов перевязывается конским волосом.
По наблюдениям исследователя Н. И. Лебедевой в 1926 г., в селениях Калужской обл., где уже не носили поневу, обряд, связанный с надеванием ее, был перенесен на «надевание красного пояса».
Такой обряд проводился перед отправлением невесты к венцу и без присутствия мужчин.
Во время этого обряда невеста стояла одетая в венчальную тонкую льняную рубаху, подпоясанную шерстяным красным поясом с кистями.
Обряд опоясывания сопровождался шутками, часто нескромного характера .
Со временем расширяется сфера употребления пояса в обрядовой сфере
и на каком-то этапе происходит соприкосновение пояса и полотенца как магических объектов.
Сейчас мы еще не можем твердо сказать,
когда это произошло, но в XIX в. прослеживается совместное их употребление как оберегов.
В Смоленской губ. бытовало поверье, что овцы будут дружно возвращаться с пастбища домой,
если при первом выгоне их после зимы на пороге овчарни расстелить пояс и полотенце, по которым они пройдут на пастбище.



В русских селах Сумской обл., когда молодых клали на постель в первую брачную ночь,
дружка связывал им ноги поясом – «чтобы дружно жили»,
а в селах Харьковской обл. – полотенцем.
После проведения обряда крещения мать новорожденного в знак благодарности одаривала кума и куму – каждому давали по пирогу, завернутому в полотенце и вязанному шерстяным поясом. В некоторых приграничных с Белоруссией русских селениях (* да нету никакой Белоруссии, но БССР)во время венчания под ноги молодым клали пояс и полотенце.
И у других народов пояс и полотенце усматривались как равнозначные обереги и талисманы. Так, в далеком от России Бали, в храм может войти человек любой веры, по он должен опоясать себя поясом или полотенцем; русским журналистам вынесли полотенца, и они, выполнив требования обряда, вошли в храм, где жрец освящал фрукты в корзинах, принесенные женщинами.
Был день поминания предков – большой праздник в Бали.
Этот пример мы привели как доказательство широты и, видимо, глубокой давности равнозначного бытования пояса и полотенца как магических объектов как у славян, так и других народов.


Стропион у греков и этрусков( *отсюда и стропы парашюта)

belt-in-ancient-greecestrophion-in-ancient-Greece

Иштар носила пояс плодородия, снятие которого приводило к безплодию во Вселенной.
Геракл боролся с царицей Амазонок за пояс.
Афродита-Венера носила пояс беспутства и разврата.
Одиссей носил пояс, который давал ему силу пловца, и возможность плыть три дня без перерыва.
Дракон св Георгия был усмирен поясом девственницы.
Проституткам в старинной Франции запрещали носить пояс.




Ритуальные пояса

Черные пояса,
бойцовские пояса,
священная веревка симэнава для бойцов сумо высшего ранга

Rhee_TKD_Black_Belts 375px-UFC_Championship_Belt
SumoAkebono


Англиканский гирдл
Вериги из Пскова- обратите внимание на форму креста
Параман схимника
Anglican_priest girdl 150px-Verigi_pskov paraman


Камербенд, пришедший из Индии и Персии-  Французского легиона и парадный европейский
French_Foreign_Legion cummerband





Tags: оккульт, пояс, ритуал, традиция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments