Задумчивые люди, в оцепенении стоящие посреди зала, деловитые пенсионерки и жизнерадостные сотрудники служб ритуальных услуг, встреча знакомых с окриками «Здорово!»
Международная специализированная выставка похоронных принадлежностей и услуг «Мемориал-2015. Камнеобработка», которая с 2 по 4 декабря проходит в выставочном центре «БелЭкспо» (Купалы, 27), полна жизни.
На выставке представлен полный ассортимент похоронной продукции.
Это венки и цветы, гробы, памятники и надгробия, изделия для благоустройства мест захоронения,
ограды и скамейки, станки для обработки камня, услуги в области бальзамирования и грима и печатная продукция.
К камнеобрабатывающим станкам практически не подобраться: по периметру их окружили толпы мужчин.
Все с любопытством изучают возможности огранки и полировки камня.
Пожилые люди деловито прохаживаются по рядам и рассматривают надгробия.
Кто-то замирает посреди прохода и задумчиво смотрит в пустоту.
Молодая женщина пришла с ребенком, который еще не понимает, почему тематика выставки печальная.
Встретив знакомую, мама радостно восклицает «Здорóво!» и делится новостями.
Зрелые мужчины с четкими представлениями о том, как должен выглядеть памятник,
интересуются ценой сдержанных, но внушительных размеров надгробий для родителей.
Коллеги по отрасли ходят от стенда к стенду и с любопытством изучают другие предложения.
Представители фирм прохаживаются по рядам, улыбаясь, общаются друг с другом.
Сотрудники, представляющие свою продукцию, охотно и жизнерадостно рассказывают о тенденциях в отрасли похоронных услуг.
Грустнеют лишь на вопросе о том, как на их жизнь влияет постоянный контакт со скорбящими людьми.
По наблюдениям Ирины, чья фирма производит памятники с 2008 года, выставкой интересуются как коллеги по отрасли, так и частные лица, которые присматривают надгробия родным.
По ее словам, нередко пожилые люди заранее покупают себе надгробия.
— Мужчина — участник войны, заказал себе надгробие, объяснив это тем, что он всю жизнь помогает дочери.
Он убежден, что, когда умрет, у нее не будет возможности заказать ему памятник и она будет чувствовать себя виноватой.
Ирина говорит, что последнее время в моде сплошные гранитные надгробия.
За ними проще ухаживать и могилка не зарастает.
В процессе беседы бросается в глаза внушительных размеров гранитное надгробие размером в двуспальную кровать.
Оказывается, его уже купили, хотя выставка работает всего два часа.
Причем, по словам сотрудницы, подобный памятник не считается выходящим за рамки обычного.
— Раньше такой памятник мог себе позволить далеко не каждый.
Остальные заказывали крошку.
Сейчас стали делать двойные памятники, скульптуры из гранита.
Нашему художнику по камню Денису, бывает, видится в необработанном материале уже готовое изделие.
Для него каждый камень уникален, он его чувствует.
И из каждого камня получается своя форма надгробия.
По словам Ирины, многие заказчики потом звонят с благодарностями,
и сами сотрудники помнят клиентов, которые заказывают надгробия для близких, спустя годы.
Фирма Натальи Петровны уже 15 лет производит букеты и венки.
Наталья Петровна говорит, что частные лица приходят на выставку за цветами.
По ее словам, ассортимент продукции в ее отрасли расширяется с каждым годом и заметно повышается качество.
— 20 лет назад мы работали с парафиновыми цветами, потом с пластмассовыми, сейчас с тканью.
Мы поглядываем на отрасль ритуальных услуг в России, какое-то оформление придумываем сами.
Еще четыре года назад в основном брали букеты на контрасте — сине-красные.
Сейчас более популярны лимонные, салатовые, белые цветы, которые вместе смотрятся спокойнее.
Подобное изменение Наталья Петровна связывает с выросшим предложением, что позволяет проявить покупателям вкус.
По ее словам, до кризиса нередко заказывали букеты и венки из живых цветов, которые стоят в разы дороже.
Особенно эта тенденция касалась приграничных регионов Брестской и Гродненской областей.
Но после кризиса покупают то, что красиво и дешево.
Наталья Михайловна, сотрудница другой фирмы по производству венков,
которая на рынке всего пять лет, рассказала, что в ее сфере кардинальных изменений в дизайне не произошло.
Только добавились новые цветы: герберы, хризантемы, астры, бутоны роз…
— Но у людей поменялось отношение к самому слову «смерть».
Раньше это было сильной утратой, было больше печали, а сейчас она воспринимается как переход в другой мир.
Люди стали больше верить в Бога, и понимают, что умирает тело, но не душа.
Кто-то увлекается эзотерикой и тоже верит, что жизнь вечная.
В связи с этим родственники стали провожать людей более достойно и в более насыщенных цветах.
Хотят красивые цветы, гробы, крест, хороший памятник. Человек прожил, он чего-то достоин.
Представитель спецкомбината коммунально-бытового обслуживания, который на рынке уже 45 лет,
замечает, что на выставку приходят в основном коллеги по отрасли и пенсионерки.
Из новинок в сфере похоронных услуг она отмечает гробы с кожаной отделкой
и показывает на один, отделанный кожей под крокодила.
По ее словам, раньше гробы были проще, окрашенные краской или в лучшем случае обитые тканью.
Сейчас существует масса отделок, рассказывает сотрудница.
Больший ассортимент она объясняет выросшим спросом и желанием родственников как можно лучше проводить близкого в последний путь.
По ее словам, около 5% людей делают гробы по спецзаказам с особой формой или отделкой, остальные ограничиваются стандартным предложением.
— Мне кажется, смерть сейчас замалчивается, — делится наблюдениями специалист.
Раньше на улице играл оркестр, гроб провожали, было видно, что провожают человека.
Сейчас стараются провести все как можно более незаметно, в тишине, но торжественнее и дороже.
В рамках выставки состоятся конкурсы «Цветы памяти» (композиции для гроба, венки и букеты) и «Лучший памятник» (изделия из камня). Предусмотрена насыщенная деловая программа, включающая мастер-классы, доклады и презентации. Судя по темам круглого стола, сотрудников похоронной отрасли волнует необходимость создания профессиональной ассоциации, обучение специалистов похоронного дела, юридические тонкости деятельности, психологические аспекты работы и технология продвижения и создания рекламы в своей отрасли.
Читать полностью: http://news.tut.by/culture/475293.html