mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Category:

VI-IX век. Славянский Мир: Как погибла цивилизация полабских славян

Статья слегка почищена от утверждений,
не соответствующих моему сегодняшнему знанию и от забегания вперед, за время Генриха Птицелова
---

Запад.
Это не просто завоевательный поход, не перманентный «дранг нах остен»,
а "цивилизаторская миссия" – "принести свет истины варварам, которые на деревьях сидят, в шкуры обряжаются, человеческими жертвами балуются".
И чем дальше двигался Запад по временной оси, чем более "образованным и просвещенным" он становился,
тем все более востребованными (и для внутреннего, и для внешнего использования) становились сказочки о диких славянах.
Собственно говоря, на этих сказочках со временем выросла и русофобия.
Она и сейчас живет – в массовом сознании западноевропейцев, в «научных» исследованиях о «татаро-монгольском и угро-финском» происхождении русских, о «небывалых в истории человечества зверствах Ивана Грозного", об особой предрасположенности и даже "любви русских к рабству" и т.д. и т.п.
И в основе всего этого, повторимся, западноевропейские, немецкие в первую очередь, мифы о славянах, как о людях второго, а то и третьего сорта, не способных ни к развитию цивилизации, ни к самоуправлению. И если они чего-то и достигли, мол, в позднейшее время, то это только благодаря миссионерству Запада.

Появление славян в истории
Несмотря на многочисленные факты и свидетельства о том, что славяне в Европе в ранее Средневековье
достигли очень высокого уровня развития, в исторической науке царит тишь и благодать.
Сочинённая немцами и удобная германоязычным народам фальсифицированная версия
стала такой монолитной и ничем не пробиваемой, что бороться с ней почти невозможно,
да и усилия, предпринимаемые оппонентами, героическими никак не назовешь.
Между тем, что же говорит историография и археология о славянах?
Начальная достоверно славянская археологическая культура – пражско-корчакская – возникла в V-VI веках нашей эры.
Эта культура имеет прямое продолжение в таких же достоверно славянских более поздних культурах на территории Чехии, Польши, Балкан, Украины и России.
Вплоть до древнерусской и русской культуры.
С момента своего появления, зафиксированного археологией, славяне появляются и в истории.
И демонстрируют при этом завидную энергию.
В течение двухсот лет, ничтожно малого срока по историческим масштабам, они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, верховья Дона, Оки и Волги на востоке, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы на западе. Занимают практически всю территорию бывшей ГДР и Эльба становится границей между славянами и германцами.
И сегодня Берлин, Лейпциг, Мекленбург, Альтенбург и прочие города имеют славянскую этимологию – Медведев, Липск, Великий град, Старый град
Между прочим, об этой западной славянской цивилизации в России знают мало.
Она не столь «раскручена», как Киевская, Новгородская или Московская Русь.
Полабский Китеж
Что же собой представляла эта цивилизация?
Примерно с конца VI до середины XIII века н.э. восток, север и северо-запад современной Германии населяла большая группа западно-славянских племён, которых сейчас называют полабскими славянами.
Занимали они обширную территории от устья реки Лаба (Эльба) и её притока реки Сала (Зале) на западе,
до реки Одра (Водра, Одер) на востоке, от Рудных гор (на границе с Чехией) на юге и до Балтийского моря на севере.
То есть, земли полабских славян охватывали не менее трети современного немецкого государства.
Объединялись полабские славяне в три племенных союза: лужичане, лютичи (велеты или вильцы) и бодричи (ободриты, рароги или ререки) и родственные им племена поморян, проживавших по южному побережью Балтийского моря, примерно от устья Одры до устья Вислы.
Карта расселения полабских славян
0571

По сообщениям немецких хронистов и католических проповедников, бывавших в их землях, некоторыми из них правили собственные короли — обладавшие всей полнотой власти и передающие её наследству правители. Свои короли, в частности, были у ободритов и у жителей острова Руян (ныне Рюген).
На территории каждого племенного союза возводились многочисленные крепости-замки.
Археологические раскопки позволили установить, что они представляли из себя мощные кольцеобразные укрепления из деревянных срубов и земли с высотой валов более 10 метров. Поселения, располагавшиеся вокруг них, состояли из одно- двухэтажных рубленых домов.
Основным занятием поселян было земледелие и животноводство, ремёсла, ткачество, изготовление керамических изделий, пивоварение, обработка железа и кости, а также рыболовство.
Некоторые города полабских славян поражали воображение современников своими масштабами.
Например, северогерманский хронист XI века Адам Бременский писал о городе Винета: «Это поистине самый большой из всех городов, какие есть в Европе,населенный как балтийскими славянами, так и представителями других народов, в том числе саксами и греками.».
Винета, точнее Юмнета (нем. Jumneta) или Юмна(Умна) (дат. Jumne) — славянский город, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера.



.«За лютичами, которых иначе зовут вильцами(волками), — сообщает Адам Бременский, — протекает Одер, самая полноводная река в земле славян.
В её устье, там, где она впадает в Скифское озеро, расположен знаменитый город Юмна(Умна)
весьма оживлённое местопребывание варваров и греков, живущих вокруг.
Поскольку о великой славе этого города рассказывают многое и не всегда правдиво, мне также хочется упомянуть о нём кое-что заслуживающее внимания. Это, действительно, крупнейший из всех расположенных в пределах Европы городов, который населяют славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Приезжие саксы также получают возможность там жить на равных с прочими правах, но при условии не исповедовать открыто христианство.
Ибо все они до сих пор блуждают в потёмках язычества, хотя в отношении нравов и гостеприимства не найти более честного и радушного народа, чем они.
Этот город богат товарами всех северных народов, нет ни одной диковинки, которой там не было бы... От этого города коротким путём добираются до города Деммина, который расположен в устье реки Пены, где обитают руяне. А оттуда — до провинции Земландии, которой владеют пруссы. Путь этот проходят следующим образом: от Гамбурга или от реки Эльбы до города Юмны по суше добираются семь дней. Чтобы добраться до Юмны по морю, нужно сесть на корабль в Шлезвиге или Ольденбурге. От этого города 14 дней ходу под парусами до Острогарда Руси. Столица её — город Киев, соперник Константинопольской державы, прекраснейшее украшение Греции.»


Германский хронист и христианский миссионер Гельмольд из Босау в своей «Славянской хронике», доведенной до 1170 года, в частности, сообщает:
«Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются.
Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры...
В устье Одры, где она впадает в Балтийское море, некогда находился знаменитейший город Юмнета,
место, весьма часто посещаемое варварами и греками, живущими в его окрестностях.
О величине этого города, про который ходит много, и при этом едва ли заслуживающих доверия, рассказов, следует сообщить кое-что, достойное того, чтобы оно было снова повторено. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами.
И саксы, приходя сюда, тоже получали право жить в нем, на том только условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии. Потому что все жители этого города до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении.
Впрочем, по нравам и гостеприимству — нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного чем они.
Этот город, богатый товарами различных народов, обладал всеми без исключения развлечениями и редкостями.
Рассказывают, что один данский король, сопровождаемый огромным морским войском, разрушил этот богатейший город до основания. Памятники этого древнего города сохранились до сих пор.»

По мнению некоторых исследователей, с легендарной Винетой возможно отождествить славянский город Велтава (Weltaba), упомянутый арабоязычным евреем-путешественником из Тортосы Ибрагимом ибн Якубом, посетившим в 965/966 году двор германского императора Оттона I в Магдебурге, а также земли полабских славян, сведения которого дошли до нас в составе труда арабского географа XI в. аль-Бакри «Книга путей и государств».
По одним данным, Юмна (Винета) была разорена войском короля Норвегии и Дании Магнуса Доброго в 1043 году (если отождествлять ее с Йомсборгом), по другим, разрушена датчанами в 1159 или в 1184 году.

Вряд ли у такого богатого города не было вооруженной защиты.
Скорее всего, город постиг какой-то из природных катаклизмов-
существует предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины.
Скорее всего, нападение датчан было обычным мародерством после природной катастрофы.

Vinetakarte


Археологи нашли множество творений ремесленников, ювелиров – ножницы, ключи, шпоры, замки, кольчуги, торговые гирьки.
Более того, нашлись предметы, сделанные на токарном станке – жителям Винеты он был известен.
Улицы города были замощены деревянными настилами.
Есть свидетельство того, что город изначально был окружен плотиной.
В общем, очень мало похоже на убогую культуру сидящих на деревьях славян.
Стоит добавить к этому, что у полабских славян была своя руническая письменность.
По свидетельству немецких историков XVII века, венды продолжали учить своих детей рунической письменности наряду с латиницей еще в это время.
Судьба этой славянской цивилизации сложилась трагически – они исчезла, как легендарный град Китеж.

Дранг нах остен
Попытки немецкого вторжения начал ещё Карл Великий в VIII веке, который намеревался присоединить к своему государству все соседние племена — как немецкие, например, саксов и тюрингов, так и славянские. Именно он основал на границах с ободритами город Гамбург.
Долгое время эти войны шли с переменным успехом. Немцы нападали и если одерживали победу, обкладывали местных жителей «покорённых» областей данью.
Кроме того, они обычно учреждали епископство, или другие церковные власти.
Затем также обычно происходило славянское восстание или приходили славянские отряды,
и немцы из захваченного места изгонялись, а их гарнизоны и латинские проповедники уничтожались.
Следовавшая за этим освобождением независимость могла длиться пятьдесят, сто и даже больше лет.



Но, в конце концов, всё повторялось снова. Немцы, накопив силы, снова нападали.
Бывало что им давали успешный отпор, но если они захватывали какую-то крепость, городок, или область, то опять «основывали» на его месте какое-то немецкое поселение (например, на месте Зверина – «Шверин», на месте Ратибора – «Ратцебург», на месте Дреждан – «Дрезден» и т.д.)
Славянские рати часто ходили в ответные походы на немцев.
В немецких документах зафиксированы многочисленные нападения славян на немецкие города и монастыри, разграбление и уничтожение немецких поселений и церквей, угон немецких пленников.
Например, один только город Гамбург, в ходе этих войн, был сожжён ободритами раз пятнадцать.
В таком виде ситуация развивалась не одно столетие.



Но со временем славянское вооруженное сопротивление постепенно угасает.
Полабские славяне воевали на уровне межплеменных конфликтов, так же, как воевали в течение предыдущих столетий, у них не было объединяющей идеологии и организующей политики, с которой немцы познакомились, приняв христианство, и усвоив многие принципы, по которым строилась Римская империя.
Тем не менее, полабские славяне сопротивлялись немецкой агрессии с оружием в руках около пятисот лет!
Видимо, это были самые длительные в истории человечества, с одной стороны, завоевание, а с другой, — оборона какой-либо земли.
Сегодня, из всех этих племён и народов, продолжают существовать, не растворившись окончательно среди соседей, лишь горсточка лужицких сербов (сорбов) в современной Германии и остаток поморов – кашубы в Польше.
Все остальные их собратья за прошедшие века либо онемечились, либо полонизировались.

IMGP8392
IMGP8374
Tags: католицид, полабские славяне
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments