mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Белоруссия-страна крестов

крест белорусский15-1крест белорусский2-1

"Куропаты" - это расстрельная немецкая площадка.
"Куропатами" она никогда не называлась, это название придумал в 90-е годы
белорусский иудо-нацист Зянон Позняк, сильно смахивающий на Лукашенко.
При раскопках в 90 годы нашли некоторые вещи беженцев из Польши и Западной Европы,
но кто и в каких количествах там захоронен - и поныне неизвестно.
Во всяком случае, это не "жертвы НКВД", как это пытаются представить змагары.
Возможно, там лежат жиды, расстрелянные немцами.
Вместе с не жидовским населением Минска, расстрелянным немцами же.
Тогда вырубание крестов во время Великого Поста, скорее всего, было заказано Лукашенке его жидопартнерами,
которые построили в 300 метрах от этой площадки свой ресторанчик "Поедем-поедим".
Все три владельца- жиды с паспортами РФ и Израиля.


В любом случае, Памятный  Поклонный Крест- это неизменная деталь этих западнорусских территорий,
о чем писал и Валентин Катаев, попавший сюда из южно-русских степей во время Первой мировой войны.


"У дороги недалеко от колодца виднелось распятие.
Если на фронте было тихо, то мне позволялось побродить по окрестностям, не слишком отдаляясь от орудийного взвода.
Я любил ходить к этому распятию. Старый, серый от времени деревянный крест с неестественно маленькой фигуркой пригвожденного богочеловека,
свесившего почти что детскую головку в терновом венце.
Кажется, по польско-католическому обычаю на одном конце перекладины креста висел молоток, на другом – клещи: орудия распятия.
Вдалеке в тумане слабо виднеется как бы рыбья косточка костела, постепенно разрушающегося от наших и немецких снарядов.
Распятый Христос и разрушающийся храм. Было странное несоответствие между распятым Христом, разрушением храма, тем кровопролитием, которое совершалось здесь, под Сморгонью, и во всем мире, и красотой природы».


Придорожные кресты в лесах на Северо-Западе России выполняли также задачи ориентации путников,  как и на Русском Севере у Поморов.
Несмотря на запреты  1839 года и 1864 года кресты продолжали ставить.
Императорский указ от 14 марта 1896 года отменял циркуляр генерал-губернатора Муравьева, но одновременно вводились ограничения на сооружение крестов из прочных материалов. Для деревянных крестов наступила новая эпоха, они стали появляться вдоль дорог и в полях, но в ограниченном количестве

Один из историков Беларуси  Адам Киркор писал в 19 веке: «Белоруссия — край могил, курганов, городищ, городков, урочищ, замков, замковищ, — край, где чуть не на каждом шагу вы встретите следы минувшего в памятниках, сказаниях, песнях». Чужеземные путешественники исстари называли Беларусь (историческую Литву) страной крестов. 
Население Гродненской, Брестской, Минской областей Беларуси, Виленщины, Паневежский и Каунасский регионы  Республики Летува, Белосточчина  Польши до XІV оставалось языческим. Эти территории являли собой единое пространство бытования деревянных крестов особого типа, в искусствоведении они известны под названием литовских. Это удивительные произведения народного творчества, в которых отражён опыт поколений и целых коллективов мастеров резьбы по дереву, ткачеству и кузнечному ремеслу. Деревянные кресты известны с давних времён и теснейшим образом связаны с древними дохристианскими языческими верованиями белорусов. В них отразился опыт народных мастеров, которые особенным образом перерабатывали и отражали языческие и христианские взгляды на вопросы жизни и смерти. На наличие древнего культа указывает установка крестов в  местах с необычными, сверхъестественными свойствами. Такие места назывались  прощами –  это могли быть холмы, на которых в древности располагались капища, поляны в лесу, определённые места в поле, на окраине деревни. Первоначально кресты связаны с языческими истуканами и столбами, символизирующими мировое дерево. Этот символ означает своеобразную ось, пронизывающую мироздание и являющуюся посредником между миром людей и миром духов/богов: корни древа и обычно связаны с подземным миром, ствол - с земным миром, ветви и крона – с небесным миром.
Одним из самых сильных проявлений языческого мировоззрения является украшение крестов и надмогильных памятников ручниками в благодарность за исполненное желание или как жертву во имя исполнения своей просьбы.

Практически все авторы – этнографы, краеведы, описывающие в той или иной мере Беларусь (Павел Шпилевский, Антоний Осэндовский, Адам Киркор, Б. Гинет-Пилсудский) отмечали многообразие форм и типов надгробий и крестов. П. Шпилевский во время путешествия по Беларуси в ХІХ веке отмечал, что большое количество крестов повсюду в населенных пунктах создает впечатление исключительной набожности жителей края. Преданность крестам и алтарям выражалась в помпезности, с которой проходила церемония их установки и которая зависела от богатства того, кто их устанавливал.
После небольшой церковной церемонии, организовывали которую обычно зажиточные крестьяне,
толпа приглашенных принимала участие в пирушке, которая затягивалась иногда на несколько дней.

Разрушить такой крест или снять с него понравившийся рушник было большим грехом.
Этнографы записали рассказы местных жителей о том, что когда начались гонения на религию и коммунисты пытались уничтожать кресты,
все эти люди затем умирали страшной, неестественной смертью или их парализовало, и они всю жизнь мучились.
Типы крестов
Наибольшее распространение в регионе получили канонические кресты, выполненные из дерева, обычно из дуба и были высотой от одного до пяти метров.
Три верхних конца креста чаще всего имеют одинаковую длину,  содержат символы солнца, геометрические символы, изображения растений, птиц, а также дерева жизни.

Верхушки столярных крестов часто украшают небольшие металлические витые или кованые крестики,
иногда на них устанавливались миниатюрные часовенки-каплички, вырезанные из дерева небольшие домики,
в которые ставились освящённые фигурки святых .
Наиболее популярна была концепция изображения Христа полуобнаженного, одна рука лежит на колене, другая, опершись на колено, поддерживает подбородок. Черты Христа наполнены такой грустью, что сердце сжимается, глядя на него.
Иконографии получила название «Христос в темнице», по-белоруски «Хрыстос смуткуючы».
Литовцы называют такого Христа «Smutkelis».
Главную роль в украшении крестов играли местные религиозные традиции, в которых искренне и самобытно проявлялись языческое мировоззрение.
1) Самый древний исчезающий тип. Крест под небольшой крышей: наиболее приближен к простому латинскому кресту. Он состоит из столба с укороченными поперечинами, на которых установлена конусообразная крыша, увенчанная небольшим деревянным или железным крестом.


2) Алтарь в чистом виде. На простой столб помещен короб иногда кубической формы, стенки которого зачастую выполненные в стиле барокко и открываются с одной или двух разных сторон. Это то, что осталось от очень старых алтарей, которые состояли из крыши, стоящей на четырех небольших колоннах, и площадки, закрепленной на столбе. Небольшая крыша служила укрытием для статуэток святых. Подобные алтари иногда застеклялись с одной или нескольких сторон. Разновидностью подобного типа являются алтари в форме большого короба, достигающего 2 метров в высоту. Короба устанавливались на низкие столбы, внутри находились фигурки, представлявшие сценки из жизни Христа и его страдания


3) Алтари в форме домиков высотой 1 – 2 метра. Некоторые из них имели открывающийся спереди вход и крышу под небольшими колоннами, у других были окна и двери, третьи, полностью застекленные имели копилку для сбора средств на необходимые реставрационные работы. Во всех этих алтарях внутри находится небольшой иконостас, украшенный рисунками и статуэтками святых. Раньше такие алтари устанавливали на камнях или старых дубах: по легенде эти камни были древними языческими жертвенниками. В наши дни это простая каменная или кирпичная кладка, служащая для них основанием


4) Очень маленькие алтари, не превышающие 1 метра в высоту. Они подвешивались на деревья, растущие вдоль дорог или на открытом пространстве: чаще всего это были дубы или сосны. Такие алтари имели спереди застекленные дверцы, были богато расписаны и украшены. Внутри чаще всего находилась статуэтка «печального» Христа, реже Святой Девы или просто крест


5) Латинские кресты, постепенно трансформировавшиеся в маленькие алтари. Различают кресты «польские» и «русские» (с косой перекладиной): в зависимости от богатства орнамента – лучей, окружающих распятие и образующих «солнце», а также резьбы по дереву, выполненному вертикальной и плечевым линиям. Зачастую на них крепились символы страданий Христовых. Перекладины креста порой поддерживали статуэтки Святой Девы, Святой Анны, Святой Магдалины. На верхушке креста мог быть пеликан, кормящий своих птенцов, небольшой железный крест, маленький флаг, архангел с трубой, петух или крест с восемью лучами


Вот как описывает Э. Ожешко в романе  «Над Неманом» надгробие Яна и Цецилии – легендарных основателей рода Богатыревичей: «Под стеной Неманского оврага в зелёной пропасти с журчащим в глубине ручьём, стоял гигантский камень, покрытый мхом и увитый зеленью. … Под соснами и грушей что-то краснело, голубело и белело... Памятник был простой, даже убогий, но такой формы и с такими украшениями, какие встречались лишь много веков назад. Состоял он из шестиконечного широкого у основания и суживающегося к вершине креста, на красном фоне которого белело изображение Спасителя. Боковые стороны креста пестрели различными фигурами и эмблемами. Тут были и покрытые белой краской черепа, и разные орудия муки Христовой, и барельеф девы Марии с торчащими в нём семью позолоченными стрелами в виде мечей, и барельефные фигуры святых, которые были изображены облокотившимися с задумчивым видом на деревянные или глиняные подставки. Худоба и чрезмерно удлинённые формы тела и даже стёртые временем черты лица указывали на то, что работа эта относилась к очень далёкой эпохе. Крест был так ветх, что казалось, что вот-вот упадёт и рассыплется; само же распятие и окружающие его фигуры хотя и пострадали от времени, однако сохранили свои характерные черты. Покрывал их и защищал от окончательного разрушения небольшой гонтовый навес. На широком основании креста можно было прочесть белую надпись: «Ян и Цецилия. 1549. Memento mori».

 Анзельму предстояло заменить полусгнивший крест новым.
Несколько десятков лет назад такую же работу проделал Якуб.
Памятник был дорог многим поколениям, потому что в каждом из их находился кто-нибудь, кто не давал этому обломку старины исчезнуть с лица земли».

Особо следует отметить, что в фондах Гродненского историко-археологического музея сохранились снимки крестов, сделанные Ю. Йодковским во время экспедиций по краю.
В последние годы установка крестов приняла значительные масштабы,
всё чаще можно наблюдать, как при въезде в населённый пункт путника встречают католические
и православные кресты, имеющие упрощённую форму, а рушники заменяются цветными лентами.



Котович, Иоанн. Об обычаях ставить кресты при дорогах, площадях, на полях и других открытых местах Северо-Западного края России / Иоанн Котович // Литовские епархиальные ведомости. - 1870. - № 21. - С. 877-891.


Котович, И. Как смотреть на обычай ставить кресты при дорогах, площадях, полях и д. открытых местах Се­веро-Западного края России / И. Котович // Виленский Вестник. - 1868. - №77 и 78; По поводу придорожных юбилейных столбов // Витебские губернские ведомости. - 1869
***
крест белорусский21крест белорусский22крест белорусский19 гродно
Henryk_Weyssenhoff_Cmentarz_bialoruski_w_Russakowiczach_1889крест белорусский 20
крест белорусский8крест белорусский11крест белорусский10
крест белорусский12крест белорусский13крест белорусский18 деревня Лаша
Крест на могиле Яна и Цецилии Богатыревичи 1930крест белорусский1крест белорусский2
крест белорусский3Христос в Темнице во дворе Костёла в Индуре Гродненского района Крест на могиле Яна и Цецилии Богатыревичи 1930
крест белорусский14крест белорусский4крест белорусский5
крест белорусский6крест белорусский7крест белорусский15
крест белорусский16крест белорусский17



Я не считаю себя "белорусом" или гражданином ублюдка "БелАрусь", но я родился в Минске, с самого глубокого детства вместе с родителями обошел
белорусские леса и озера, впахивал "на картошке" и "на сене" в Вилейском районе( самым красивым районе!)
Люблю эти древние кресты, как родные- вон и Катаев полюбил.
И диким оскорблением для меня были вывороченные ГБнюками и мусорами вчера Памятные Кресты.

кресты сносят7
Tags: БелАрусь, Белоруссия, Поклонный крест, ж2, ж2 и православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments