mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Малакса и ораторские жесты, а также премерзкий Никон

Благодаря френду кое-что новенькое узнал про жестикуляцию на иконах и античность


-Вы путаете- двуперстие и малаксу. Малаксу ввели греки в 16 веке, у нас появилась при Никоне



-Вот как - тогда, видимо, иконописцы тоже путают и не знают разницы,
потому что с таким перстосложением часто изображают святителей.
А про малаксу вот что прочла в вики:
В старообрядческих кругах именословное перстосложение интерпретируется
как ораторский знак, обозначающий призыв ко вниманию
(в обоснование такого мнения ссылаются на научные труды церковного историка Е. Е. Голубинского).
Это так?


-Ораторский знак, отличается от малаксы. ораторский знак существовал еще в Древнем Риме.
А вот загибать пальчики под греческие буквы, придумал Малакса в 16 веке.
Что является- трехязыковой ересью. Да и просто логически,
как мог Христос загибать так пальцы для евреев? Они букв греческих не ведали ))).



Печать Даниила митрополита всея Руси 1522 - 1539
печать Даниила


Малакса

малакса

Дмитрий Ростовский- Данило Савич Туптало
Это в украинЬской педии.
А вот тут- побольше- в русопедии

Но то, что не написано там, написано тут.
Организм, писавший свои дневники по-польски и организовавший геноцид русского населения,
назначен в "русские святые".


для реформаторов- Туптало, практически главный идеолог, тут уж не поспоришь. В идеале знал латынь и польский, создал Минею, которой пользуются до сих пор...правда почти всю передрал с католического образца. Кады, Петр-первый убрал лишние 8 лет из календаря, в 1700-ом году, призвал его в Великороссию. Задача стояла- как то надо было объяснить, за что староверцев нужно уничтожать. Ну и наладить всё как у людей!  Гарный хлопец, был с фантазией и принялся за дело...
А уж какие книжки он писал! Самая моя любимая, как старообрядцы крали младенцев и их ели, а уж сердце...
тут зрите-https://mu-pankratov.livejournal.com/574135.html

дмитрий ростовский туптало

В принципе, все католические штучки видны на картинке невооруженным глазом.
Тому, кто не видит- посмотрите внимательно в правый верхний угол и в левый верхний угол.

туптало

Ораторские жесты античного Рима

Повествования, порицания или обвинения


Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд.
Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.


повествования порицания или обвинения


Настоятельный жест( по Квинтилиану)
Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд.
Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

настоятельный  по Квинтилиану жест
Ораторский жест "Внемлите", "внимание!"
Поджимаются большой, безымянный и мизинец.
Протянуты указательный и средний.


ораторский жест


Жест порицания и указания
Три последних пальца подгибаются под большой.
Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

жест порицания и указания


Ораторский (риторический) жест на иконах

Ораторский (риторический) жест на иконах не надо путать с имясложением для благословения.
Об этом жесте оратора имеется указание в античных трактатах по ораторскому искусству.
Поэтому он с самого раннего времени часто использовался в христианских изображениях,
когда надо было показать проповедь, пророчество и т.п.
Чаще всего ему сопутствует изображение Евангелия или свитка в руках изображаемого.



Или, например, с таким жестом изображался арх. Гавриил в сцене Благовещения,
чем показывалось его обращение к Деве Марии с известными словами: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою».
Обратите внимание, что с этим жестом изображаются ветхозаветные пророки,
которые не могли ни знаменоваться крестным знамением, ни благословлять подобно святителям.
Впрочем, св. Герман Константинопольский (8 век) в своем толковании литургии указывает,
что после чтения Евангелия святитель осеняет народ рукой с перстами, сложенными в подобную композицию.
Примечательно, что это указывается делать именно после Евангелия.
Т. е. знак пальцев при этом символизирует евангельскую проповедь.
Этот знак св. Герман толкует не как обозначение имени Исуса Христа, а совсем иначе, довольно замысловато.
Для соображенiй относительно разнообразнаго перстосложенія,
которое находимъ на дровнихъ памятникахъ христіанской иконографіи,
считаемъ не неуместнымъ перечислить те виды перстосложенiй,
которые известны намъ какъ обычные ораторскіе жесты.
Квинтиліан описывает таковой жестовъ:

Малый середній перстъ соединялся съ пальцемъ
(подгибался подъ палецъ), остальные три перста протягивались
(изъ двухъ середнихъ перстовъ разумеется именно малый середній);
объ этомъ перстосложеніи Квинтиліанъ говоритъ,
что оно есть наиболее употребительное, приличествуетъ въ начале речи,
а при дальнейшемъ произношеніи последней — въ повествованіяхъ, порицаніяхъ и обвиненіяхъ»
.

(Голубинский)
Изображения Христа и святых, которые принято называть благословляющими,
не имеют такого значения в действительности и ведут свое начало от античных изображений,
представляющих ораторов и философов.



Древние любили сопровождать слова свои жестами; языческие ораторы и философы прежде,
чем держать какие-либо речи или изла­гать свое учение, прибегали обыкновенно
к самым разнообразным телодвижениям, как бы приветствуя тем своих слушателей,
или возбуждая в них внимание.



На вечере у одной знатной женщины, Ипатии Бурреи, один из гостей, по словам Апулея,
начиная свой рассказ, принял следующую позу: подобравши около себя ковер,
на котором сидел, и приподнявшись немного на локте,
он поднял правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест,
пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе.




Нет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображения в античной живописи и пластике·
В античных картинах этот жест весьма часто дополняется еще свитком, который держат в своих руках ораторы,
философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками.
Стоит только припомнить, сколько подобных изображений встречается в катакомбах,
когда дело идет о Христе, как учителе, об апостолах и пророках, как проповедниках,
чтобы убедиться если не в тож­дестве, то, по крайней мере, в тесной связи этих историко-символи-ческих сюжетов и их атрибутов
с обычными приемами представ­ления риторов и философов у классических живописцев и скуль­пторов
.
Возникши и выросши на почве, пропитанной традициями многовековой жизни античного мира,
молодое христианское искус­ство, как хорошо уже известно теперь,
воспользовалось всем из классического искусства, чем только можно было,
начиная с обыч­ных приемов техники до цельного усвоения готовых художественных образцов.
Не пренебрегло оно и условными жестами языческих ораторов и философов,
применив их к своим целям и вложив в чуждые ему формы новое христианское содержание.
И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте.
Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры.
И рассматриваемый нами жест не является исключением.
Он заимствован из античной ораторской традиции.
У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.
Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору».
У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию


В иконографии мы видим то же самое:
Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах,
как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми»,
а не благословение в смысле наложения крестного знамения.
Об этом говорят и христианские исторические источники.
Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской
упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя,
«протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол,
а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения
означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.
Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может
изображаться с благословляющим жестом.
Просто ещё раз повторим — любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.
Tags: Никон, Туптало, античность, жесты, иконы, малакса, никониане, оратор, реформы, староверы, христиане
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments