Немногие дотошно разобравшиеся в данном вопросе историки однозначны в своей оценке: С.Ф. Платонов писал о Годунове, что «его моральная реставрация есть… прямой долг исторической науки», а С.Б. Веселовский был уверен в том, что потомки Захарии Чета заслуживают серьезного монографического исследования – с сильным апологетическим настроем. Действительно, как личные качества, так и цивилизационные заслуги царя Бориса весьма велики и в значительной мере предопределены общими родовыми качествами потомков Захарии Чета. До сих пор непревзойденным исследованием о них остается работа С.Б. Веселовского «Из истории древнерусского землевладения. Род Дмитрия Зернова (Сабуровы, Годуновы и Вельяминовы-Зерновы)», законченная в 1938 году. Досконально изучив все доступные источники, академик, реабилитировавший генеалогический подход в советской историографии, пришел к весьма знаменательным выводам.
Во-первых, он установил исконное русское, а именно костромское, происхождение Захарии Чета, а стало быть, нет никакой возможности говорить о Годунове как о «татарине»: легенда о выезде якобы татарского мурзы Захарии Чета возникла очень поздно и иллюстрирует характерное для XVII века падение национального самосознания (родовитое московское боярство с 400-летней родословной начало выводить себя «от прус» и «от немец»).
копия под катом
Годуновы и Романовы: кто тут узурпатор?
Позабавило, что в фильме "Годунов" Романов-старший отправляет маленького сына Мишеньку прятаться в Ипатьевский монастырь. А монастырь этот, между прочим, основан предком Годуновых Четом, наполнен драгоценными вкладами Годуновых, там могилы Годуновых, всё связано с этим именем. Годуновский он был, пока Романовы не присвоили.
Тут и ризы, шитые самой царицей Ириной, потиры, кресты и Евангелия,подаренные Годуновыми - всё напоминает о убитой семье.
монастырь основан в память явления Захарии Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским, и этот знаменательный факт весьма важен для традиционного русского сознания, как он был важен и для потомков боярина – Сабуровых, Годуновых, Пешковых, Вельяминовых-Зерновых. Потомство боярина Захарии дало России не только двух царей (Бориса и Федора Годуновых), трех цариц и великих княгинь (Соломонию Сабурову, Евдокию Сабурову и Ирину Годунову), но и целую плеяду выдающихся государственных деятелей – дипломатов и военачальников, бояр, думных дьяков, сынов боярских. Уже из одного перечисления видно, что доверенные бояре царствующего дома Рюриковичей, породнившиеся с ними за столетие до начала Смутного времени, Сабуровы и Годуновы никак не могут быть названы «вчерашними рабами». Между тем пресловутая «незнатность» Сабуровых и Годуновых, которые в местнических спорах «посидели» представителей самого родовитого московского княжества и боярства, продолжает путешествовать из книги в книгу, из фильма в фильм, из учебника в учебник…



1. Приговор Земского собора об избрании на царство Михаила Федоровича Романова был составлен по образцу избрания Бориса Годунова. Речи Бориса стали речами Михаила, речи Ирины Годуновой стали словами иноки Марфы, а сцена у Новодевичьего монастыря была перенесена к Ипатьевскому монастырю.
2. Первый царь из рода Романовых отправился царствовать на Москву из монастыря, который был усыпальницей рода Годуновых. А впоследствии они вообще узурпировали право называть этот монастырь своей "колыбелью", перелопатив там все постройки годуновского времени и даже могилы!
3. Для того, чтобы понять, КТО мог придумать сказку о том, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия, вспомним о том, что когда в 1682 г. царевна Софья Алексеевна (Романова) захотела сделаться правительницей, вдруг появится слух, что ... Нарышкины убили малолетнего царевича Ивана...
4. Гришка Отрепьев, будущий Лжедмитрий - служил на дворе у Романовых.
5. Родители Михаила Романова, сделались монахами по воле Бориса Годунова - уж очень рвались они к власти (что, кстати, было совсем не характерно для самого Годунова), в 1601 году Романовых обвинили в том, что они собирались отравить царскую семью Годуновых.
6. В Коломенском найден портрет патриарха Филарета в царском одеянии, где на обратной стороне красовалась надпись «Царь Федор Микитич» - немерянные амбиции!! Титул Филарета в правление сына был «Великий государь и Святейший патриарх».