mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Categories:

Стенографический отчёт с I съезда Советов СССР (2)

начало

Председатель. Слово для приветствия имеет главнокомандующий всеми вооруженными силами республики, т. Каменев. (Бурные и продолжительные аплодисменты. Крики: Да здравствует красная армия!).

Каменев. Т.т., Революционный Военный Совет Республики и совещание командующих войсками округов поручили мне передать горячий привет первому с’езду союза ССР.

Красная армия среди прочих лозунгов особенно руководствовалась лозунгом братства среди освобожденных народов. (Аплодисменты). Этот лозунг служил ей особым импульсом. Настоящий союз красная армия рассматривает как воплощение этого братства. Красная армия, как говорил здесь наркомнац т. Сталин, прекрасно видит, что делается в капиталистическом мире, какая там разгорается вражда, и, наоборот, красная армия прекрасно видит то, как крепнет братский союз среди советских республик.

В настоящее время красная армия понижает свою численность с 800 до 600 тысяч и омолаживает себя. Сильные боевые кадры непобедимых бойцов красной армии периода гражданской войны уходят и сменяются молодежью, но эта молодежь прекрасно знает заветы и традиции непобедимой красной армии и заверяет с’езд, что задачу охраны границ, охраны идеи советских республик она с честью выполнит. (Аплодисменты).

Да здравствует союз советских социалистичексих республик! (Аплодисменты).

Председатель. Слово от пролетариата закавказских республик имеет бакинский рабочий т. Киров.

Киров. Т.т., т. Сталин в своем докладе сегодня сказал, что настоящий день является днем торжества новой рабоче-крестьянской России. Т.т., я не знаю, как относятся к этому те, которые живут близко к главному источнику советской власти и коммунизма в г. Москве, но я ручаюсь, что все те рабочие и крестьяне, которые пришли сюда с отдаленных окраин, они как нельзя больше торжествуют в сегодняшний день. У нас у всех в памяти старая Россия. Мы знаем основную заповедь царского режима: гнет, унижение, национальная травля. Мы помним, как нам еще с детства пели песни о том, что там, на далеких и диких окраинах живут какие-то безумцы, которые занимаются, как, например, чеченцы, только тем, что неустанно ползут на берег и точат свой кинжал. Вы помните, как все делалось для того, чтобы отдельные народности стонали от сапога, торжествовавшего тогда в России. И только теперь, только спустя пять лет, мы получили полную возможность собраться в единое целое, в единую братскую семью. Жадно протягивая друг другу уста, мы в сегодняшний торжестевнный день произносим: «Да здравствует Союз Советских Социалистических Республик!»

Я думаю, что этот день должен быть ознаменован нами так, чтобы каждый из нас имел живой памятник совершающегося сейчас. Я думаю, что не пройдет много времени, как нам станет тесно в этом прекрасном блестящем зале. Я думаю, что скоро потребуется для наших собраний, для наших исключительных парламентов более просторное, более широкое помещение. Я думаю, что скоро мы почувствуем, как под этим огромным куполом уже не будут умещаться великие звуки Интернационала. Я думаю, что скоро настанет такой момент, когда на этих скамьях не хватит места делегатам всех республик, об’единенных в наш союз. Поэтому от имени рабочих я бы предложил нашему союзному ЦИК’у в ближайшее время заняться постройкой такого памятника, в котором смогли бы собираться представители труда в достаточном количестве. В этом здании, в том дворце, который, по-моему, должен быть выстроен в столице Союза, на самой красивой и лучшей площади, там рабочий и крестьянин должен найти все, что требуется для того, чтобы расширить свой горизонт. Я думаю, вместе с тем, что это здание должно являться эблемой грядущего могущества, торжества коммунизма, не только у нас, но и там, на Западе.

О нас много говорят, нас всякий характеризует тем, что мы с быстротою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещиков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дворец, дворец рабочий и трудящихся крестьян, соберем все, чем богаты советские страны, вложим все наше рабоче-крестьянское творчество в этот памятник и покажем нашим друзьям и недругам, что мы «полу-азиаты», мы, на которых до сих пор продолжают смотреть сверху вниз, способны украшать грешную землю такими памятниками, о которых нашим врагам и не снилось. Т.т., может быть, этот момент послужит лишним толчком к тому, чтобы все еще спящий в большинстве европейский пролетариат, все еще не уверенный в торжестве революции, все еще сомневающийся в правильности тактики, коммунистической партии, что бы он при виде этого волшебного дворца рабочих и крестьян почувствовал, что мы пришли в серьез и навсегда, что не только идеи советской власти, но и идеи коммунизма проникли также глубоко, как сверла бакинских рабочих вонзаются в землю.

Может быть, тогда они услышат, что настал, наконец, такой момент, когда надо тряхнуть проклятую капиталистическую землю так, чтобы все наносное, все, что гнуло нас в течение веков, было бы сброшено в бездну истории. И на этом новом румяном, красном, революционном земном шаре мы, трудящиеся, родившиеся в жалких хижинах, постепенно дружными стройными рядами пойдем с великим гимном Интернационала из этих жалких хижин в волшебные дворцы.

Голос: Да здравствует огненный бакинский пролетариат!

Председатель. Слово от крестьянства имеет т. Одинец, крестьянин Черниговской губернии.

Одинец. Т.т., я представитель того беднейшего селянства, которое с самого начала своего существования является прямым наследником на все богатства, которые есть на свете и которые приобретены трудовым народом. (Аплодисменты). Идея союза народов издавна жила в сердцах украинского народа. Украинский народ с давних времен революционен, с давних времен ненавидит панов, ненавидит панское ярмо. Много пословиц сложилось у украинского народа и одна из них: «пан та собака — им вера одинака». Украинский народ давно задумал бороться с грабителями и искал здесь разные способы. Украинский народ с давних пор стоит на распутьи между двумя огнями, — с одной стороны, польские магнаты, которые веками душили украинский народ, с другой стороны, — авантюристические дворяне разных наций.

Украинский народ, не имея вожаков из трудового народа, часто поддавался разным провокациям. Являлись вожаки, часто не из селян, а из разных провокаторов и авантюристов, вроде Богдана Хмельницкого. Этот Богдан Хмельницкий покинул польское магнатство, побежал на Запорожье и поднял там селянство всей Украины. Народ начал гнать панов, ломал дворцы и палаты, гнал магнатов. Когда украинский народ прогнал поляков, когда разбил все панские палаты, то он думал, что панов уже больше не будет, а тут у него оказались свои паны — гетманы, которые тоже захотели быть панами над украинским народом. Гетман чувствовал, что он слаб, и увидал, что нужно ему с кем-то соединиться. Но он пошел не с нами, не с народом украинским, а связался с российскими царями. Когда он пошел к ним, такой маленький, то он увидел, чего цари российские от него хотели: они хотели забрать от народа землю, все богатство и его самого. Тогда он одумался и еще больше начал натравливать на войну трудовой народ. Тут подошли на его несчастье поляки со своими магнатами, забрали правый берег Днепра и сказали: «засть», и так и осталось.

Дальше были еще вожаки, которые выходили из народа, как Железняк и другие: они поднимали народ, ненавидели панов, но все это кончалось очень горько для бедного трудового народа. Разбивать палаты, прогонять панов и магнатов, занимать их замки, — это они сделать могли, а когда дошло до дела, то они увидели, что они обмануты, ибо они били не по классу, а по национальности. Они думали, что они бьют панов, чтобы не было и следа их, а осталось все по старому. И всегда так бывало у нас, что развивали не классовую, а национальную вражду, и через это ничего не выходило.

Дальше мы уже увидали, что недалеко воля, и что поднимается весь народ, который начал добывать себе волю, а он, оказалось, добывал себе только гетмана. И украинский народ получил себе гетмана на шею, и это все от того, что нас дурили, что нам говорили, что нужно бить не классовых врагов, не панов, а национальности. Нам казалось, что мы бьем панов, а оказалось, что это не так.

Дальше я скажу, что мы рады союзу, фундамент которого мы закладываем сегодня. коротко хочу сказать, что нам давали союзы буржуазии, союзы царей и т. д. Когда Богдан Хмельницкий нами завладел, он сделал очень хитро. Народ думал, что теперь он будет у власти, а оказалось, что это царь восточный, православный наступил ему на грудь. Я должен сказать, что наш народ к царям не очень добро относился, у нас никогда не говорили: «царь-батюшка». Украинский народ хорошо помнит, как царица Екатерина, самый заклятый враг для Украины, помогла Польше убивать наших повстанцев, когда польские магнаты не могли справиться с ними. Когда она приехала на Украину и раздарила все остатки польских магнатов — все постройки, всю землю, которая тогда нашему народу принадлежала, и весь народ отдала любовникам, Потемкину и другим, то народ наш ее не похвалил. Он запел песню, которая левалась всегда в народе: «Катерына, сучья маты, що ты наробыла, край веселый, степ шыроку павам раздарыла». Вот как уважали царей.

А наши продажные украинские паны? Продались они российским царским прихвостням, вместе душили нас и дошло дело до того, что они начали забранятъ культуру и гнать ее. Они сказали: «Царь-батюшка все сделает, попы наши вас благословят», потому что с поляками наше духовенство никак не сливалось, а с русскими помещиками оно пошло рука об руку, и давай нас душить.

Когда наш великий песенник Шевченко сказал, что настанет время, когда все народы заговорят на своих языках, то они иначе сказали: «от молдаван до финнов на всех языках все должны молчать. Значит, ни одна нация не имела права проводить свою науку на родном языке. Дошло до того, что разогнали целые кадры учителей, травили их, раздували вражду, говорили, что наша речь поганая, что у нас культуры нет и т. д. И наша культура осталась только в Галичине. Российская буржуазия, которая развивала национальную вражду, боялась, что удержалась еще культура в Галичине. Она послала туда своих бандитов офицеров, и, когда они взяли Львов, то они уничтожили академию украинских наук и сказали: «Теперь дело ваше кончено».

Я скажу, что составляет на наш селянский взгляд теперешний союз. Раньше был союз разбойников, теперь есть союз тружеников. Наш союз мы, селяне, разумеем, как единственную надежду, что теперь мы вместе и никто нас не раз’единит. Когда Христос принес скрижали, на которых было написано: «Придите ко мне все труженики и я вас успокою», то прошло 2 тысячи лет и вся болтовня так и осталась болтовней. (Аплодисменты), и его самого повесили за это. Пришел наш великий вождь Ленин и сказал: «Геть, с вашими мертвыми скрижалями, нам не слова нужны, а дело», повернулся он лицом до трудового народа всего света: «Трудовой народ, бери рожны, дубины, вилы, грабли, гони всех грабителей, какие бы магнаты не были, не останавливайся перед тем, что поломаны будут палаты. Палаты вы, труженики, строили сами. Ломайте палаты, если это нужно, и головы своим буржуям, а палаты вы себе устроите такие, как товарищ Киров сказал». (Аплодисменты). Мы, трудовой народ селянский, говорим: на этом месте мы положим камень, на котором будет построено здание пролетариата со всего света, и никогда никто этот камень не сдвинет, потому что над этим камнем мы поставим великого ангела хранителя всех интересов трудового народа — т. Ленина. (Аплодисменты).

Он встает со своим громовым жезлом — словом и победит. Ему в помощь будет его авангард — коммунистическая партия, непобедимая на всем свете (аплодисменты).
продолжение(3)
источник
Tags: 1922, СССР, образование СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments