mislpronzaya (mislpronzaya) wrote,
mislpronzaya
mislpronzaya

Археология языка

Продолжение вот этого (в каментах)

Ползая по турецко-русскому языку нашлось

talaş

Талаш это фамилия известная каждому жителю Белоруссии, насилованному мовой с третьего класса.
"Легендарный партизан", на самом деле, лесной жулик с Полесья - Василий Исаакович Талаш, Дед Талаш.

Про лесного жулика

Талаш родился 25 декабря 1844 года на белорусском Полесье, где он провёл бо́льшую часть своей жизни.
После начала советско-польской войны, несмотря на отсутствие военного опыта, принимал участие в военных действиях на стороне СССР. В 1919 году Василий Талаш создаёт партизанский отряд для борьбы с польскими войсками. В конце ноября 1919 года в Новосёлках остановилась команда польских моряков, которые по приказу должны были расширить свою военную флотилию на Припяти в районе. Совместным ударом отряда красноармейцев, а также партизан все матросы в Новосёлках были уничтожены. Сам Талаш был разведчиком 417-го полка Красной Армии.
После войны Талаш стал председателем Новосёлковского сельсовета, делегат VIII съезда Советов Полесской области. Из документов известно, что Талаш неоднократно в течение нескольких лет обращался в советские органы, с требованием наградить себя орденом Красного Знамени. Сотрудничал с ЧК, помогая разоблачать иностранных шпионов и вредителей. Какое-то время терроризировал Коласа, требуя часть гонорара за «Трясину». В то же время, ещё в 1936 году Василий Талаш не записался в колхоз и жил единоличником.
После начала Великой Отечественной Войны он был арестован немцами, но освобожден вскоре после этого бежал к партизанам. Дед сумел выкрутиться, сославшись на то, что боролся с поляками — врагами немцев. Позже ушёл в партизаны. В январе 1943 года с острова Зыслав, что на Любанщине, отправлен на самолёте на Большую землю.
В Москве посещал фабрики, заводы, государственные учреждения, военные части с агитационными рассказами о боевых делах белорусских партизан. Жил в гостинице «Москва», где и встретился с Якубом Коласом. Эта встреча был снята на кинокамеру. В конце 1943 года, Талаш возвращается в только освобождённую Новобелицу — окраину Гомеля. Потом в родную деревню Новосёлки, где и жил до конца жизни. Умер 28 августа 1946 года


Ха! Мой дед должен был знать этого перца, так как  сидел не вылезая в этих "командировках" и отправлял на Большую землю и с Большой земли.
Жаль, уже не спросишь..

Но не будем расплываться мысию, ТАЛАШ по-турецки обозначает ОПИЛКИ, СТРУЖКА, ДРЕВЕСНАЯ МУКА.
Ну, а уж жители Полесья известные древоточцы и столяры.
И что характерно- НЕ БЕЛОРУСЫ! - Зачастую к белорусам относят полещуков — жителей Полесья (преимущественно Западного), среди которых достаточно своеобразны пинчуки — жители Пинского Полесья.

Проживая в труднодоступных районах белорусского и украинского Полесья, сохранили свой говор и этнографические особенности.
Наречие пинчуков представляет собою нечто промежуточное между украинским и белорусским языками, но также имеет свои особенности. Например: господство звука «у» (рудный — родной, свуй — свой, зулье — зелье и др.) и звука ю (принюс, дрюбный, юмирати и др.), а также опущение звуков (твэю — твоею, еробей — воробей, ладыко — владыка, озьми — возьми и др.). У пинчуков, занимающих промежуточное положение между украинцами и белорусами, кроме самобытных песен, имеется множество песен украинских и белорусских, подвергшихся некоторому изменению в языковом отношении.
Сохранился богатый фольклор пинчуков, в конце XIX века собранный этнографами и изданный в нескольких сборниках.
Ой мороз, мороз, не зморозь мэне
Ой не так мэне, як коне мого;
Ой помэрзли ручки, коне ведучи,
Ой коне ведучи, сброю несучи.
Хороша сброя государская,
Ой тяжола бо служба солдатская.
Ой, доленька моя, дай несчастная.
Жена мужа зненавидила,
Повела в вышнев сад дай повисыла
На высоком древы дай на яблоны;
Пришшови до дому, сила за столом,
Ой сила за столом дай пыше пэром:
Цепер же мни дай погуршало
Щой дзилонька дай побульшола.
Ой пойдуж я у сад по милого назад:
День добры, милы, чи жив, чи здоров,
Чи жив, чи здоров, чи нависивса,
Вышиевых яблочок дай накушивса,
Солдатских песен дай наслушився.
Булгаковский Д. Г. Пинчуки, этнографический сборник. — СПб., 1890. — С. 130-131.
Ничего общего с "мовой", которой меня насиловали в школке- не имеет.

Интересно, как в глухое Полесье попадали тюркизмы?
Кроме как через жидов, и никак по-другому.
По детским воспоминаниям Паустовского, проведенных в имении Северо-Западного края,
в глухих болотах Полесья хасидские  старцы-бандиты, которых все боялись,
делали свои сходы и  местные крестьяне их очень боялись, ибо они славились поджогами и убийствами - полесская жидовская мафияя.


В Пинске была главная синагога.
Вот  и Талаш - Исакович, но не кошерный, скорее всего.

PS
Хотя, при размышлении, могло и от белорусских татар попасть в язык, и с Волыни, через чумаков на ярмараках, прямо от тюрок.
Tags: БелАрусь, Белоруссия, археология языка, ж2, пинчуки, полешуки, тюрки
Subscribe

  • Фотошоп?- Не думаю!

    Победобесие крепчает с каждым годом. Помню, в детстве 9 мая было радостным без натуги праздником- и в школу не нужно. Как люди ухитряются все…

  • Мишустян в Минске

    Мишустин завтра в Минске встретится с Лукашенко и Головченко. Будут обсуждать в том числе подписание и «дорожных карт». Политическую…

  • Поза №2

    Жадно дыша Алехандро ерзал на стуле и хотел денег- он очень любил деньги!

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments