Материал доктор филологических наук Алексей Ненадовец 35 лет собирал в фольклорных экспедициях:
- Моих информаторов уже нет.
Поколение их 50 - 60-летних детей удивляется, откуда я, их ровесник, знаю о мифологических персонажах.
А ведь я все узнал от их родителей!
А еще Адам Мицкевич, читая лекции в Париже, говорил: белорусская мифология - одна из самых богатых в мире.
Поколение их 50 - 60-летних детей удивляется, откуда я, их ровесник, знаю о мифологических персонажах.
А ведь я все узнал от их родителей!
А еще Адам Мицкевич, читая лекции в Париже, говорил: белорусская мифология - одна из самых богатых в мире.
- Но от языческого пантеона божеств в современной культуре белорусов почти ничего не осталось.
- С приходом христианства «полномочиями» прежних божеств наделялись святые.
Волос (Велес), отвечавший за животноводство, стал святым Власием.
О властелине молний Перуне, от которого христианские святые Илья и Юрий получили свои функции, напоминает лишь слова «пярун» (молния) и название деревни Перуново в Лунинецком районе.
Хотя Перун считался богом-воином .
Почти забыт всемогущий Род, а еще Лель - божество любви…
Волос (Велес), отвечавший за животноводство, стал святым Власием.
О властелине молний Перуне, от которого христианские святые Илья и Юрий получили свои функции, напоминает лишь слова «пярун» (молния) и название деревни Перуново в Лунинецком районе.
Хотя Перун считался богом-воином .
Почти забыт всемогущий Род, а еще Лель - божество любви…
Помню, мама говорила моему сыну, своему внуку, лет тридцать назад: «Прычапіўся, як мара».
Но объяснить, что это значит, она не могла.
А ведь Мара у наших предков - это то, что могло не давать спать, отнимало здоровье или влияло на настроение.
Когда ребенок тянул руку к огню в грубке, бабка с дедом ему говорят: «Жыжа!»
Это предостережение - от имени Жыжаль, бога домашнего огня.
В одной из ритуальных песен, которую исполняли на похоронах самоубийцы, было: «Кыш, кашалака-жабалака, паленцам табе па барадзе…».
Потому выражение «кыш!» могло относиться к древнему демону.
А когда малыш трогал замерзшее окно, старшие произносили: «Зюзя!», неосознанно вспоминая языческого бога зимы.
Сейчас Зюзю оживили в туристическом бренде на Поозерье, правда, от мифологии новый образ далек.
Но объяснить, что это значит, она не могла.
А ведь Мара у наших предков - это то, что могло не давать спать, отнимало здоровье или влияло на настроение.
Когда ребенок тянул руку к огню в грубке, бабка с дедом ему говорят: «Жыжа!»
Это предостережение - от имени Жыжаль, бога домашнего огня.
В одной из ритуальных песен, которую исполняли на похоронах самоубийцы, было: «Кыш, кашалака-жабалака, паленцам табе па барадзе…».
Потому выражение «кыш!» могло относиться к древнему демону.
А когда малыш трогал замерзшее окно, старшие произносили: «Зюзя!», неосознанно вспоминая языческого бога зимы.
Сейчас Зюзю оживили в туристическом бренде на Поозерье, правда, от мифологии новый образ далек.
- Кого больше всего почитали из мифологических существ?
- По-особенному относились к Домовику.
Жил он за печью и на печи, где часто грели кости дед и баба.
И когда мыши скреблись в черном углу, говорили: Домовику не спится - его место занято.
Славяне представляли его огромным или небольшим, красивым или сердитым - все в сравнении с человеком.
Еще считалось, что младший сын в семье - Домовик, ему досматривать отца и мать.
Ну а в доме без Домовика царил разлад.
На Полесье о таких соседях говорили: «У хаце мацюки гаспадараць».
Жил он за печью и на печи, где часто грели кости дед и баба.
И когда мыши скреблись в черном углу, говорили: Домовику не спится - его место занято.
Славяне представляли его огромным или небольшим, красивым или сердитым - все в сравнении с человеком.
Еще считалось, что младший сын в семье - Домовик, ему досматривать отца и мать.
Ну а в доме без Домовика царил разлад.
На Полесье о таких соседях говорили: «У хаце мацюки гаспадараць».
- Вы часто проводите параллели с персонажами массовой культуры - они далеки от настоящих мифологических существ?
- Да, это и результат того, что мифология долго считалась пережитком прошлого, и итог эксплуатации выдуманных еще в XIX веке персонажей, и попытки нынешних этнокультурологов искусственно приблизиться к европейской мифологии.
В итоге получается много вторичного.
Сейчас раскрутили цмоков, напоминающих то ли маленьких драконов, то ли небольшое Лох-Несское чудовище.
Но они, к и Змей Горыныч не наши персонажи.
У белорусов было Цуда-Юда - трехголовое, а то и с 6, 9 или даже 12 головами.
В итоге получается много вторичного.
Сейчас раскрутили цмоков, напоминающих то ли маленьких драконов, то ли небольшое Лох-Несское чудовище.
Но они, к и Змей Горыныч не наши персонажи.
У белорусов было Цуда-Юда - трехголовое, а то и с 6, 9 или даже 12 головами.
Русалки могли до смерти защекотать заплутавшего путника.
Или Баба-Яга - в сказках дурноватая старушка, летающая на метле.
А ведь ее имя происходит от слова «ягла» - ягла́ "вид каши"
Если говорят о Водянике (Водяном)- он был бородатым стариком
Считалось, что отношения с Водяником поддерживали только мельники, которых видели волшебниками, ведьмаками.
А рыбаки не свистели и не плевали на воде, чтобы не тревожить Водяника.
Кстати, в нашей мифологии Водяник представал в двух образах - Тихона и Вирона, они отвечали за тихую и неспокойную - вирливую воду.
Их женами и были русалки, в которых превращались утопленницы.
Правда, образ властителя воды уходит.
Последний раз фразу «Вадзянік забраў» я слышал в Лельчицком районе в 1980-х.
Теперь об утопленниках говорят только «Вада забрала».
А Болотник, родственник Водяника, стал исчезать из народных представлений после мелиорации.
Или Баба-Яга - в сказках дурноватая старушка, летающая на метле.
А ведь ее имя происходит от слова «ягла» - ягла́ "вид каши"
Если говорят о Водянике (Водяном)- он был бородатым стариком
Считалось, что отношения с Водяником поддерживали только мельники, которых видели волшебниками, ведьмаками.
А рыбаки не свистели и не плевали на воде, чтобы не тревожить Водяника.
Кстати, в нашей мифологии Водяник представал в двух образах - Тихона и Вирона, они отвечали за тихую и неспокойную - вирливую воду.
Их женами и были русалки, в которых превращались утопленницы.
Правда, образ властителя воды уходит.
Последний раз фразу «Вадзянік забраў» я слышал в Лельчицком районе в 1980-х.
Теперь об утопленниках говорят только «Вада забрала».
А Болотник, родственник Водяника, стал исчезать из народных представлений после мелиорации.
В нашем фольклоре почти не встречается случаев, когда мелкие демоны и «бажаняты» убивали человека, - говорит Алексей Ненадовец.
Но чертей, «нячысцикаў» остерегались, хотя их считали «рахмаными», терпеливыми, доверчивыми даже.
А еще интересно, что мужчина с чертом мог договориться.
Вспомните, народную сказку «Чортаў скарб», где черт в итоге даже качал детей в люльке у главного героя Янки.
Или гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», когда кузнец Вакула оседлал черта.
А вот женщин черти боялись, они от них получали то серпом, то котелком, то вилами, то колом.
Но чертей, «нячысцикаў» остерегались, хотя их считали «рахмаными», терпеливыми, доверчивыми даже.
А еще интересно, что мужчина с чертом мог договориться.
Вспомните, народную сказку «Чортаў скарб», где черт в итоге даже качал детей в люльке у главного героя Янки.
Или гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки», когда кузнец Вакула оседлал черта.
А вот женщин черти боялись, они от них получали то серпом, то котелком, то вилами, то колом.
Конечно, представления о персонажах и их проказах формировались в быту.
Дед с бабой могли лежать на полатях, а тут удар в стену - они на пол.
И назавтра рассказывают, мол, черти пошутили.
А это молодежь гуляла, и ребята колом врезали со всего разгона по стене.
На моей родной Пинщине мужик выскочил среди ночи из дома разогнать шумных парней.
Те его схватили и закинули в колодец.
Когда утром дядьку достали, он клялся, что это происки чертей: «Каб хлопцы, дык яны мяне задам униз кинулі б, а гэтыя - галавой».
А при переезде в новую хату в старой Домовику оставляли поднос с хлебом и кашей.
И просили его перейти вместе с хозяевами.
Если через пару дней каша была съедена, считали, что он согласился. Хотя там наверняка похозяйничали мыши...
Дед с бабой могли лежать на полатях, а тут удар в стену - они на пол.
И назавтра рассказывают, мол, черти пошутили.
А это молодежь гуляла, и ребята колом врезали со всего разгона по стене.
На моей родной Пинщине мужик выскочил среди ночи из дома разогнать шумных парней.
Те его схватили и закинули в колодец.
Когда утром дядьку достали, он клялся, что это происки чертей: «Каб хлопцы, дык яны мяне задам униз кинулі б, а гэтыя - галавой».
А при переезде в новую хату в старой Домовику оставляли поднос с хлебом и кашей.
И просили его перейти вместе с хозяевами.
Если через пару дней каша была съедена, считали, что он согласился. Хотя там наверняка похозяйничали мыши...
К примеру, сейчас пошла мода убирать пороги в деревенских домах после ремонта.
А ведь он считался границей между миром живых и миром мертвых.
Лет пятьсот назад под порогом хоронили родителей - хозяев дома.
И там же, считалось, жили уж и уженица - их воплощения.
Еще там хоронили некрещеных детей.
На порог нельзя было садиться, а тем более что-то на нем сечь топором - так тревожили Домовика, нарушали порядок в доме, обижали живших прежде. А почему наши предки на новоселье стали пускать перед собой кота?
Это теперь придумывают что-то про уют, а тогда считалось, что если в новой хате есть нечистая сила, то пусть она кота лучше схватит, а не человека.
А ведь он считался границей между миром живых и миром мертвых.
Лет пятьсот назад под порогом хоронили родителей - хозяев дома.
И там же, считалось, жили уж и уженица - их воплощения.
Еще там хоронили некрещеных детей.
На порог нельзя было садиться, а тем более что-то на нем сечь топором - так тревожили Домовика, нарушали порядок в доме, обижали живших прежде. А почему наши предки на новоселье стали пускать перед собой кота?
Это теперь придумывают что-то про уют, а тогда считалось, что если в новой хате есть нечистая сила, то пусть она кота лучше схватит, а не человека.
Не все белорусы могут сказать, что такое евня (деревянное сооружение для просушки снопов).
А наши предки верили в Хлевника и в Евника - у каждой дворовой постройки свой хозяин.
А наши предки верили в Хлевника и в Евника - у каждой дворовой постройки свой хозяин.
рахманый
прил., кол-во синонимов: 5
• веселый
• добродушный
• небойкий
• нерасторопный
• рахманный
Польск. rochmanny "приветливый"
Польск. rochmanny "приветливый"
укр. рахма́н, рахма́нин "житель сказочной страны, праведный христианин; нищий", рахма́нний "тихий, смирный",
на рахманський вели́кдень "в долгий ящик", блр. рахма́нны "кроткий",
тюркский rahman "сострадательный" от араб. raḥmān
ягла (Домостр. К. 43), яго́льник "большой горшок для щей", ряз., тамб. (Даль),
др.-русск. ɪаглъ "вид овощей, растения" (Печ. патерик; см. Срезн. III, 1638),
сербохорв. jáгла "треснувшее от поджаривания зерно кукурузы",
jа̏гли (jа́гли) мн., м. "просяная каша",
чак. jāгли̏, род. п.
jāга̑л, словен. jâglа "зерно для каши", "просо",
jâglо "просяная каша",
чеш. jáhlа "просо",
польск. jagɫa – то же,
jagɫy "просяная каша",
в.-луж. jаhɫу, н.-луж. jagɫy мн. "просо".
елга ел-га́
река
речной
Из пратюркск. *jul, от которой в числе прочего произошли: др.-тур. jul,
башк. йылға,
тат. елга,
чувашск. śъʷl;
из алтайск. *ǯi̯ōlu.
речной
Из пратюркск. *jul, от которой в числе прочего произошли: др.-тур. jul,
башк. йылға,
тат. елга,
чувашск. śъʷl;
из алтайск. *ǯi̯ōlu.
Елга — посёлок в Тарногском районе Вологодской области.
Елга — упразднённый хутор в Ишимбайском районе Башкирии.
Елга — деревня в Большеулуйском районе Красноярского края.
Реки
Елга (приток Вятки) — река в Кировской области.
Елга (приток Альмы) — река в Крыму.
Елга (приток Стерли) — река в Республике Татарстан, Оренбургской области, Республике Башкортостан.
Елга (приток Тора) — река в Республике Башкортостан.
Елга (приток Цильны) — река в Республике Татарстан и Ульяновской области.